Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 апреля 2015 г.
  4. № 17 (6507) (29.04.2015)
Искусство

Выставки к 70-летию Победы

29 апреля 2015

И катится теплушка

В Замоскворечье, на территории бывшей Московской ситценабивной фабрики расположен Институт русского реалистического искусства (Дербенёвская ул., 7-31), который проводит необычную, но естественную по своей концепции выставку к 70-летию Великой Победы – «Искусство в эвакуации».

Живопись, графика, фотографии, костюмы, уникальные документальные свидетельства из семейных архивов и государственных хранилищ предоставлены собраниями самого ИРРИ, ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музея ГАБТ, Центрального музея Великой Отечественной войны, ГМИ народов Востока, МГАХИ им. В.И. Сурикова, МАХЛ при РАХ и частных коллекций. Среди громких имён – Роберт Фальк, Сергей Герасимов, Владимир Фаворский, Игорь Грабарь, Александр Лабас, Юрий Пименов, Кукрыниксы, Гелий Коржев, Пётр Оссовский, Николай Чернышёв, Михаил Кончаловский, Василий Нечитайло, Виктор Цыплаков...

Раритеты из Музея кино – партитуры Сергея Прокофьева, эскизы декораций, переписка и рисунки Сергея Эйзенштейна, фотографии со съёмок первой части незавершённой трилогии «Иван Грозный», сделанные вторым оператором картины Виктором Домбровским, и афиша московской премьеры 1945 года. Фильм снимался на студии ЦОКс в Алма-Ате, куда была эвакуирована киностудия «Мосфильм» и где за три эвакуационных года (1941–1944) было снято 23 художественных и 10 короткометражных лент. Там же оказался и Большой театр. Музей театра предоставил фотографии, эскизы декораций и костюмов Евгения Енея, Владимира Егорова и Петра Вильямса.

В Самарканд и Башкирию были вывезены художественные вузы Москвы, Ленинграда, Киева и Харькова. На открытии выставки присутствовали художники, которые в годы войны были учениками Московской средней художественной школы. Один из основоположников искусства «сурового стиля», народный художник РСФСР и СССР Виктор Иванов заметил: «Началась вой­на, война страшная, на уничтожение всего существа России. И когда немцы подошли к Москве, правительство решило спасти молодые таланты. Вы представляете эти ощущения? На протяжении жизни я проверяю себя теми чувствами, которые испытывал там. Такого пронзительного чувства к своей родине, которое передавали через рисунки на крохотных картонках художники военного времени, никогда больше не было. Воспитанники нашей школы образовали основу советского искусства 1960-х». Однако, как рассказал народный художник РФ Андрей Тутунов, созданные за линией фронта и чудом уцелевшие во время войны произведения при Хрущёве из архивов Московской художественной школы были разворованы, иначе она была бы представлена на выставке гораздо шире и значительней. Безусловно, в 1960-е дети войны выросли, сформировались как художники, и их работы стали интересовать собирателей.

Кураторы выставки работали год, обращаясь к архивам, переписке деятелей культуры и чиновников, встречались с художниками и их наследниками. И хронология эвакуации прослежена буквально по неделям! В центре выставочного зала установлен созданный искусствоведами ИРРИ вагон-теплушка, внутри которого демонстрируется документальный фильм о событиях тех лет. Этикетаж и экспликации (подписи и надписи под экспонатами) стилизованы под старые телеграммы...

Выставка работает до 11 октября.


Pobeda_logo.jpg

О боях-пожарищах...

В столичной галерее современного искусства ARTSTORY (Старопименовский пер., 14) развёрнута выставка «Война участвует во мне…», посвящённая 70-летию Победы. Все экспонаты, по концепции организаторов, имеют непосредственное отношение к военным событиям и будням не только тематически, но, главное, хронологически – созданы они в 1941–1945 годах: живопись, графика, фотографии, реконструированная землянка, голос Левитана и граммофонные песни...

«…Я не участвую в войне – она участвует во мне» – строка из стихотворения поэта-фронтовика Юрия Левитанского дала название. И подобных эмоциональных отсылок в четырёх экспозиционных залах более трёхсот, одна из доминант заставляет вдруг замереть: раскатистый звук трагедии – левитановское сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину 22 июня в четыре часа утра…

Выставка получилась по-настоящему атмосферной, и музыкальное сопровождение наполняет пространство особым настроением, берёт за душу. Песни военных лет помогли преодолеть непреодолимое, сохранить родную землю единой и свободной. Их хочется петь, перемещаясь от одного изображения войны к другому…

Работы 60 авторов – как очень известных художников и фотографов, так и забытых военных корреспондентов, многие из которых ушли на фронт добровольцами. В годы Великой Отечественной наши художники продолжали творить искусство, делая его всё более близким для людей. Язык плаката – в Советской стране это явление было привычным и востребованным, а сегодня мы видим только «прямую агитку», часто забывая, что людям тогда было необходимо именно такое искусство. Строгая женщина в красной косынке приложила палец к губам – плакат «Не болтай!» (1941) Нины Ватолиной и Николая Денисова содержит рекомендации к поведению:

Будь начеку,

В такие дни

Подслушивают стены.

Недалеко от болтовни

И сплетни

До измены.

Военная графика – это творчество в непосредственной близости к передовой или в тылу врага, в блокадном кольце или в окопе…

Поднимающие боевой дух плакаты «Я хочу жить!» и «Сын мой!» Фёдора Антонова, «Он получил зимнюю квартиру» Петра Кривоногова, несколько плакатов и эскизов Николая Жукова и Виктора Климашина «Отстоим Москву!», «Боец, Украина ждёт тебя!», «Бей насмерть!», «Немецкий танк здесь не пройдёт!», включая несколько выпусков легендарной серии «Окна ТАСС»; графические и живописные работы из серий: Александра Лабаса «Москва и Подмосковье в дни войны» (1941), Павла Кондратьева «Блокада» (1941–1942), Татьяны Купервассер-Русаковой «Блокадный Ленинград» (1941–1944); военная карандашная карикатура Бориса Ефимова и плакаты 1942 года знаменитых Кукрыниксов... хрестоматийные фотографии («Комбат», «Флаг Победы на Рейхстаге. 2 мая 1945», «Нюрнберг» Евгения Халдея) и личные письма с фронта (переписка художника Виктора Крылова с его будущей женой Валентиной); открытое письмо (почтовые открытки) 1942 г. и марки («Всё для фронта! Всё для победы!»), артефакты (гармони и патефон с пластинками) и даже техника – первый советский тяжёлый 2-цилиндровый мотоцикл ПМЗ-А-750 с максимальной скоростью 95 км/ч. В период с 1934 по 1939 г. серийно было выпущено на Подольском механическом заводе 4636 таких мотоциклов, а сейчас в России осталось всего два экземпляра.

Среди участников выставки два художника – Виктор Макеев и Владимир Переяславец– побывали на её открытии.

Предоставлены экспонаты из 30 частных собраний – семей художников и известных коллекционеров. Куратор выставки и владелица галереи ARTSTORY Люсинэ Петросян признаётся, что «без обращения к семейным архивам такая экспозиция была бы невозможна. Это личные переживания, память о своих родных – художниках, живших в очень суровое время. Это прямые свидетельства, которые не подверглись военной цензуре!»


Выставка работает до 17 мая.

Тэги: Живопись Скульптура
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лучше быть реалистом, чем импрессионистом»

    09.07.2024
  • «Живого Есенина» установят в Москве

    03.10.2022
  • Передвижники в Твери

    17.05.2022
  • Разнообразие и красота

    06.01.2022
  • Художники космической стихии

    09.11.2021
  • QR-квадрат

    53 голосов
  • Директора приходят и уходят – Третьяковка остаётся

    50 голосов
  • Кукиш в Манеже

    41 голосов
  • Русский француз

    39 голосов
  • Разоблачение века

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS