«Вольным каменщикам» нравилось барокко
Пожалуй, не найдёшь в Москве старинного особняка, который в той или иной мере не был бы овеян слухами и легендами. Не исключение и небольшое одноэтажное здание в Гагаринском переулке (неподалёку от Гоголевского бульвара). Говорят, что здесь проходили когда-то тайные собрания «вольных каменщиков»…
В советское время переулок этот назывался улицей Рылеева – в честь знаменитого поэта-декабриста. Ну а историческое наименование связано с располагавшейся тут в первой половине XVIII века обширной усадьбой князей Гагариных.
В 1895-м гражданский инженер Николай Фалеев приобретает стоявший в начале переулка деревянный дом, который был построен вскоре после Великого пожара двенадцатого года и позднее несколько расширен.
Фалеев, надо сказать, личностью был достаточно одарённой: окончил Московское реальное училище, затем Институт гражданских инженеров в Петербурге с золотой медалью. Работать вернулся в Москву, где служил младшим архитектором Губернского правления. По проектам его соорудили ряд общественных и жилых зданий на Пречистенской набережной, в Варсонофьевском и Милютинском переулках, и большинство этих зданий решено в стиле эклектики.
Переделывая купленный дом под себя, Фалеев сохранил лишь прежние деревянные перегородки, а в новых объёмах возвёл кирпичные стены. Тогда же обрёл нынешний облик главный фасад.
Посмотрите внимательно – каких только декоративных элементов здесь нет! Маленькие раковины над центральным и боковыми входами – явный отсыл к барокко. По углам примостились фигурки крылатых грифонов, «родом» из ампира. Над окнами же тянется лепной пояс из меандра, среди которых можно разглядеть (не ужасайтесь!) стилизованную свастику.
А вот ещё одна композиция, из-за которой этот особняк, собственно, и прослыл «масонским»: скрещенные между собой треугольник, топор, кирка, лопатка, циркуль и канат. Однако это всего лишь указание на профессию владельца. Такое переплетение инструментов являлось официальной эмблемой российских гражданских инженеров. И, кстати, ещё несколько личных особняков архитекторов в Москве украшали прежде такие символы, но сохранились они только вот тут.
Сохранилась и оригинальная решётка с оградой.
После Октября 1917-го фалеевский особняк перешёл в ведение Народного комиссариата внутренних дел и стал предоставляться в качестве гостевого дома зарубежным дипломатам и знаменитым иностранцам. Официально здание называлось «10-м Домом Наркоминдела». А из наиболее известных здешних постояльцев – американский журналист Джон Рид, основатель Коммунистической партии США, работавший в Коминтерне и создавший книгу «Десять дней, которые потрясли мир» – собственный взгляд на события Октябрьской революции в России. В этом же доме Рид умер в 1920 году, и прах его покоится у Кремлёвской стены.
Интерьер особняка действительно располагает к дипломатическим приёмам |
В доме по Гагаринскому переулку тогда надолго поселилась чета Стивенсов: журналист (а, возможно, и разведчик) Эдмунд – высокий, голливудского типа красавец со щёточкой усов, и Нина Андреевна, вполне русская по происхождению.
Она, надо сказать, довольно быстро стала походить на американскую даму: управляла появившейся прислугой, щебетала по-английски, водила на поводке собачку чау-чау, была дорого и со вкусом одета.
Быстро вошла она и во вкус дипломатических приёмов. Дом Стивенсов стал наполняться визитёрами самого высокого ранга – ведь приезжавшие в Москву политики, конгрессмены, бизнесмены, директора музеев, крупные коллекционеры тоже были людьми, им тоже хотелось общения, хотелось что-что увидеть, что-то понять в этой загадочной стране. К тому же большинство относилось к СССР с интересом и уважением.
Конечно, бывший фалеевский особняк на протяжении своей истории периодически подвергался небольшому ремонту, но этого было явно недостаточно. К 2000-м годам фасад из-за протечек пришёл в неудовлетворительное состояние, декор стал местами осыпаться. Поэтому в течение 2010–2011 годов ГлавУПДК при МИД России в доме проводилась комплексная реставрация с целью максимально возможного воссоздания его исторического облика.
Помимо, так сказать, черновых работ – укрепления фундамента, внутренней кирпичной кладки, перекрытий, кровли и т.д. – реставраторы тщательно прошлись по фасадам и интерьерам.
Сохранившиеся части лепнины, оконных наличников, кованого ограждения на кровле были зафиксированы, а утраченные – воссозданы.
Любопытно, что ещё до начала реставрационных работ обследовали потолки помещений парадной зоны – вдруг здесь уцелели закрашенные росписи. Но, увы…
Как отмечают специалисты реставрация объекта культурного наследия «Ансамбль городской усадьбы XIX века» была проведена на высоком профессиональном уровне.
С завершением ремонта ограды и благоустройством территории здешний участок Гагаринского переулка обрёл архитектурную целостность.
А в дом, как и предполагалось, въехало посольство – Республики Абхазия.
Прямая речь
Георгий Орлов, главный архитектор ГлавУпДК:
– Планировка дома, к счастью, полностью сохранилась, равно как многие детали интерьеров – та же лепнина, изразцовые и калориферные печи, камин с чугунным литьём, штучный дубовый паркет, мозаичный пол во входном тамбуре и холле первого этажа. И здесь также, где возможно, проводилась реставрация, недостающие же фрагменты воссоздали по оригинальным образцам.