Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 апреля 2018 г.
  4. № 17 (6641) (25.04.2018)
Искусство

«Тренер» – движение вверх

25 апреля 2018
Данила Козловский (справа) в фильме «Тренер»

Фильм Данилы Козловского успешно стартовал в прокате

Назойливая рекламная кампания раздражала, трейлер не сулил ничего особенного. Хотелось отмахнуться: блажь, успешный актёр решил попробовать себя в роли режиссёра, спекулируя на модной теперь спортивной теме, – что там можно открыть нового? Тем более что последние опусы Козловского в качестве актёра («Довлатов», «Матильда», «Статус: свободен») особо не вдохновляли, и вдруг... Как же, оказывается, приятно ошибиться в прогнозах.

Впечатления необыкновенно радостные. Первое из них и главное: мало кто ожидал такого зрелого, мощного режиссёрского дебюта. Удивительный прыжок. Полагаю, «Тренер» будет не менее успешен, чем победные фильмы последнего времени, Данила Козловский (как актёр в «Легенде № 17» и «Экипаже») участвовал в революционном повороте российского кино к зрителю, а теперь ему удалось ворваться в режиссёрскую элиту России.

Авторы сценария (Андрей Золотарёв, Сергей Четверухин и сам Козловский) написали многомерную, объёмную, очень человечную историю. О футболе, но это, конечно, не только жанровая спортивная лента, хотя надо отметить, что впервые о футбольном закулисье удалось рассказать так много и так сильно. Ситуации со сливом матчей и съеданием тренеров, подкуп судей, проблемы с трансферами предстали во всей своей неприглядной красе. Удивили и обрадовали актёры. Убедителен, крупен и страшноват Игорь Гордин, играющий футбольного функционера. Какая-то очень современная угроза исходит также от внешне доброжелательного, как и все крупные чиновники, мэра в исполнении Виктора Вержбицкого. Огромная удача фильма – Ирина Горбачёва в роли президента провинциальной футбольной команды – неожиданная, взрывная, многоплановая. Она очень аскетична в выразительных средствах, но удивительно обаятельна, убедительна и заразительна. Молодая актриса вровень с блистательным Владимиром Ильиным, который замечательно сыграл спивавшегося тренера, любовь которого к футболу никому, кроме детей, не нужна. Но, почувствовав, что есть люди, которые относятся к спорту не как к бизнесу, он пришёл в команду и вместе с ней возродился.

Здесь слаженный актёрский ансамбль, создана атмосфера подлинности. Очень хорош юный Виталий Андреев в роли футболиста, который долго не мог преодолеть свои комплексы и раскрыться; на месте в роли лидера фанатов Александр Ильин. Прекрасен дуэт Андрея Смолякова и Данилы Козловского; давно я не видел в кино, чтобы так сильно звучала тема отцовской любви. Сыграно скупо, точно, пронзительно.

Если к некоторым исполнителям, скажем, в «Движении вверх» были претензии, то тут режиссёр очень помог раскрыться и проявиться всем участникам, как и его герой – футболистам. Правда, некоторым поклонницам Козловского не понравилась возлюбленная его героя (Ольга Зуева). А мне как раз показался выбор режиссёра правильным – у нас так много записных красоток, что захотелось просто хорошего человека, девушку, которая не обманет. В то, что любовь скромного доктора помогла герою выбраться из той ямы, в которую его затащила жизнь, я поверил. И в то, что герой полюбил тот южнорусский город, который замечательно снял оператор Фёдор Лясс, и его футбольную команду, и фанатов клуба, – они все стали заодно. Потому-то и смогли двинуться вверх.

Отличает «Тренера» от других лент о спорте ещё и то, что здесь главное – не победить каких-то американцев или канадцев, а победить в себе то, что мешает жить и развиваться. Лень, уныние, гордыню, коррупцию, равнодушие... Не «болельщицкий» патриотизм, а настоящая любовь к людям и забота о стране. Здесь нет такого напряжённого спортивного экшна, как в других фильмах о спорте, зато звучат вопросы, которые волнуют всех: «Зачем жить, зачем играть, рисковать, ведь можно не надрываться, сливать матчи, рубить бабло и попивать пивко?.. Откуда берётся энергия, которая преображает человека, заставляет его прыгнуть выше головы?» «Всё начинается с любви». Без неё ни герой не возродился бы, ни команда, ни город, ни страна.

Чтобы жить лучше, надо быть лучше.

Немного коробил англоязычный саундтрек фильма; но когда фанатский хор вместо своих кричалок вдруг грянул по-русски «Последнюю поэму» Алексея Рыбникова (из фильма «Вам и не снилось» на стихи Рабиндраната Тагора), сквозь смех покатились слёзы; а уж когда в финале зазвучал Юра-музыкант с «Это всё, что останется после меня», они стали неудержимы.


 

Тэги: Премьера Данила Козловский
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS