Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 апреля 2022 г.
  4. № 17 (6831) (27.04.2022)
Библиосфера Невский проспект

«Хирург» петербургской прозы

О книге Сергея Авилова «Капибару любят все»

27 апреля 2022

Сразу хочу предупредить: слабонервным читателям, кисейным барышням и романтикам-идеалистам книга к чтению не рекомендуется! Сергей Авилов пишет для суровых мужчин, любящих Север и переживающих кризис среднего возраста. И если в процессе чтения его нового романа даже они всплакнут – что ж, на то и целевая аудитория.


Авилов – как полосатый хирург. Это такая рыба, которая обитает в прозрачной воде, всё видит, подплывает к зазевавшемуся читателю, сидящему на пирсе, свесив ноги в тёплую морскую воду, и – р-р-раз! – режет. Больно, до крови. Порез потом заживает, но остаётся рубец. Такая ассоциация возникает после прочтения «Капибару любят все».

Итак, герой Авилова, писатель Сергей Ольховский, переживает кризис среднего возраста. Ситуация банальная – не только в мировой литературе, но и в реальности видим много примеров, когда сорокалетний человек теряет вкус к жизни, грустит, брюзжит, ударяется во все тяжкие. Неискушённые читатели, немного знающие Авилова, могли бы подумать, что он описывает свою историю: возраст почти тот же, писателя тоже зовут Сергеем, он, как и сам Авилов, разрисовывает солдатиков на продажу. Впрочем, слава богу, на этом сходство заканчивается.

У Сергея Ольховского есть взрослый сын и жена – добытчик, советчик, персональный водитель. Отношения с супругой достигли той ступеньки родственной близости, где понимаешь спутника жизни с полуслова, но «небо в алмазах» с ним уже не увидишь. Сергея терзают фантазии, когда он встречает привлекательных жён друзей. Сын Ольховских, Дима, приводит домой девушку Настю – и Сергея будто ударяет током: оказывается, сыну нравится тот же тип девушек, который всегда нравился отцу. Настя похожа на литературную героиню, которую он сам придумал. Она остаётся у сына на ночь, и это болезненное испытание для Сергея.

Ольховский переживает нечто вроде влюблённости, ищет выход, приходит к проститутке, рыжей Лике. С нею и отправляется в «романтическое путешествие» к Баренцеву морю, в посёлок Вьюжное…

Он: мятущийся, разочаровавшийся в жизни, ничего не ждущий. Она: бесхитростная, вульгарная, напитанная незамысловатой мудростью дворовой гопоты. Между ними так мало общего, что сразу понятно: хеппи-энда не будет, от такого отпуска герою станет только хуже. И прогноз сбывается... Впрочем, спойлеры нам ни к чему.

В лучшие лирические моменты роман Авилова немного напоминает повесть Леонида Жуховицкого «Только две недели». Правда, юная простенькая героиня Жуховицкого – не проститутка, и после прочтения его повести щемит сердце, возникает светлая печаль и жалость к обоим героям. У Авилова почему-то никого не жалко, и впечатление остаётся тяжёлое.

Что следует отметить – блестящий литературный стиль. И всё бы хорошо, кроме собственных внутренних ощущений. Распоротая рыбка, пойманная маленьким неумелым рыболовом, завершает впечатление. И хочется уже не сидеть в оцепенении над закрытой книгой, а заплакать, как главный герой на последней странице романа.

Кира Грозная



Тэги: Кира Грозная
Обсудить в группе Telegram

Кира Грозная

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Лавры ищущим

    23.03.2021
  • «Кудряшка» Киры Грозной

    04.12.2019
  • Лавры ищущим

    34 голосов
  • «Кудряшка» Киры Грозной

    10 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS