Выставка Константина Кузнецова, открывающаяся 28 апреля в Нижегородском художественном музее, во многом необычна, как необычна и даже уникальна судьба живописца, получившего известность и признание в Европе, но практически незнакомого российскому зрителю.
«Русский парижанин», коренной нижегородец по рождению, он оказался единственным из отечественных художников, кто столь полно и органично воспринял и продолжил традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Оценивая его творчество, критики ставили его работы в один ряд с произведениями таких мастеров, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Анри де Тулуз-Лотрек. Подчёркивая его глубокую приверженность выбранному методу даже в 1930‑е годы, критик Франсуа Тьебо-Сиссон назвал его «последним рыцарем импрессионизма».
Кузнецов родился в 1863 году в селе Жолнино Нижегородской губернии в состоятельной купеческой семье. С юных лет тяготел к искусству: более всего к музыке и живописи. С 1884 года до середины 1890‑х жил в Нижнем Новгороде, много путешествовал по России. В 1896 году уехал в Париж и на родину уже не вернулся… Кузнецов получил образование в частной академии Фернана Кормона и добился признания.
Художника не стало в 1936 году, но его полотна сохранились в парижской мастерской на улице Буассонад, более ста лет бережно передаваемые из поколения в поколение потомками живописца. Ряд его произведений находится в собраниях Музея Орсе, Музея Карнавале в Париже, Музея изящных искусств Понт-Авена, Музея Эжена Будена в Онфлёре, Музея изящных искусств Кемпера, Художественного музея Гааги, Третьяковской галереи, Русского музея.
В 2021 году в Третьяковской галерее состоялась первая в России персональная выставка-ретроспектива Константина Кузнецова. Нижегородская выставка специально формировалась для показа на родине живописца. Экспозиция, построенная по географическому и хронологическому принципам, отражает широту творческого диапазона мастера, своеобразие его живописной манеры, сочетавшей в себе опыт импрессионизма и собственного «внутреннего видения мира». Она позволяет проследить основные этапы его деятельности, начиная от ранних работ, созданных в России и в первые годы пребывания за границей, до зрелых произведений, где запечатлены излюбленные художником места – Бретань, Нормандия, легендарный в истории импрессионизма остров Бель-Иль, а также городские пейзажи Парижа и его окрестности.
Экспонаты выставки предоставлены для показа в НГХМ Фондом содействия сохранению творческого наследия Константина Павловича Кузнецова, основанным в 2015 году предпринимателем и коллекционером Андреем Щербининым.
Имя Константина Кузнецова – в одном ряду с известными художниками-импрессионистами. В этом смогут убедиться посетители выставки, которая будет работать до 31 июля.
Софья Андреева,
Нижний Новгород
Скалы в Бель-Иль, 1923 г.