Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 апреля 2022 г.
  4. № 17 (6831) (27.04.2022)
Искусство Культура

Сатира как боевое оружие

Пригодится ли родине наследие киевлянина Бориса Ефимова?

27 апреля 2022
Художник Борис Ефимов

В Госдуме открылась выставка «В борьбе ZА ПРАВДУ, или На западном фронте без перемен», посвящённая творчеству выдающегося советского мастера политической карикатуры Бориса Ефимова.

 

К сожалению, нашим молодым соотечественникам это имя мало что говорит, а между тем жизнь он прожил огромную – до 107 лет, наполненную и яркую. Ефимов – свидетель бурной эпохи, общавшийся с Луначарским и Ждановым, Фадеевым и Эренбургом, Довженко и Бидструпом… Он создал более десятка тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков. К счастью, изобразительное наследие Ефимовым сохранилось. Многие его книги – «Работа, воспоминания, встречи», «Рассказы о художниках-сатириках», «Основы понимания карикатуры», «Рассказы старого москвича», «Ровесник века» – с интересом читаются и в наше время. Жанр политической карикатуры по-прежнему популярен, а в цифровую эпоху стал массовым. В этой связи суждения корифея жанра о политической сатире представляются особенно любопытными.

Выставка в Госдуме напрямую связана с событиями на Украине. Примечательно, что Борис Ефимов – киевлянин и именно на Украине начинал свой творческий путь. Успел поработать секретарём редакционно-издательского отдела в народном комиссариате по военным делам. Там же, на Украине, в военной газете «Красная Армия» увидели свет его первые агитационные рисунки со ставшим впоследствии всемирно известным автографом «Бор. Ефимов». С 1920 года он работал художником-карикатуристом в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вести», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе. Позднее Ефимов был заведующим ИЗО-секцией отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове, по возвращении в Киев – начальником художественно-плакатного отдела УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами «Киевский пролетарий» и «Пролетарская правда».

С 1922 года Ефимов работает в Москве, постоянно печатается на страницах «Правды», «Известий», «Рабочей газеты», «Чудака», «Крокодила», «Огонька». В эти годы определилось и главное направление его творчества – политическая сатира. «Героями» его карикатур становятся западные политики: Даладье, Чемберлен, позже – Гитлер, Муссолини, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки.

В полной мере «убойная сила» карикатур Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в основном на страницах «Красной звезды», «Фронтовой иллюстрации», во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

Великая Отечественная стала для него временем активной работы в области плаката. Ефимов был в военное лихолетье в числе тех советских писателей и художников (Д. Моор, В. Дени, Кукрыниксы и др.), кто уже на шестой день нападения фашистской Германии на СССР создал мастерскую «Окна ТАСС». Плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу.

Был Ефимов и участником Нюрнбергского трибунала. Ему воочию довелось наблюдать фашистских преступников. В зале суда он и делал с них зарисовки, облетевшие в скором времени многие страны мира.

Борис Ефимов был убеждён, что «сатира пока что нам нужна чрезвычайно, так как она выполняет большие, нужные, общественно полезные функции, и советское общество оценивает роль и значение сатирического искусства как острого боевого оружия, служащего интересам народа». Он работал страстно, увлечённо. Был самобытным творцом, с оригинальным видением искусства карикатуры. Человеком же – земным, со своими сильными сторонами и слабостями, в чём-то заблуждался, некоторые вещи оценивал необъективно, порою обывательски. А посему, не идеализируя и не превознося Ефимова до неизбывных высот, следует признать – в отечественной истории это имя навсегда останется. Карикатуры и плакаты его не забудутся, их и сегодня можно видеть в прессе, в интернете. Они по-прежнему бьют в самую цель, бьют основательно, наповал, что и подтвердила открывшаяся в Государственной думе выставка, вызвавшая немалый интерес. Остаётся надеяться, что антифашистское наследие Бориса Ефимова вернётся к нему на родину, будет осмыслено по-новому его земляками.

Руслан Семяшкин,

Симферополь

 23-Карикатура 172518_preview_wm.jpg

Карикатура Бориса Ефимова «Кровь и бизнес». РИА новости

Тэги: Руслан Семяшкин
Обсудить в группе Telegram

Руслан Семяшкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS