Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 мая 2014 г.
  4. № 18 (6461) (07.05.2014)
Общество Образование

Философские тупики

07 мая 2014

Философия – обязательная вузовская дисциплина. Наряду с физкультурой и иностранным языком. С начала 60-х годов прошлого века философия преподаётся студентам на втором курсе. Но для сегодняшних студентов второй курс это – бакалавриат, дающий высшее образование в, так сказать, ограниченном виде. В итоге и знание философии, если оно у бакалавра есть, ему использовать негде. Магистранты философию изучают не более (часто менее) семестра, а временной отрыв от знакомства с нею в бакалавриате составляет три-четыре года, что, естественно, не способствует постижению дисциплины. В аспирантуре историю и философию науки изучают на первом курсе в течение года, но курс носит чрезвычайно общий характер, и в результате ориентации на соответствующие действия в научной работе аспиранты не получают.

По «обязательности» философия заметно отличается от физкультуры и иностранного языка, имеющих специальные кафедры. Преподавание философии, особенно в провинции, обеспечивается так называемыми общими кафедрами, ведущими по нескольку дисциплин. Если при этом заведующий кафедрой не философ, к тому же не очень ей симпатизирующий, она нередко либо ущемляется в пользу других дисциплин, либо преподаётся большинством членов кафедры. В том числе не изучавшими её профессионально и не работающими в ней.

С момента возникновения философия отличается неоднородностью. Сегодня как общественное явление она есть, во-первых, наука с чётко обозначенным предметом. Во-вторых, совокупность положений, относящихся к другим наукам – этике, эстетике, культурологии, религиоведению и т.д., – но способствующих раскрытию её собственного предмета. В-третьих, вненаучное явление, состоящее прежде всего из идеологии и откровения. В-четвёртых, саморефлектирующее образование, складывающееся из истории философии и метафилософии.

В качестве вузовской дисциплины философия включает те же составляющие, но они очень часто предстают перед обучаемыми неадекватно. Соединяя обучающих и обучаемых, она тяготеет к связи с различными культурами, из которых в России сейчас наиболее распространены европейско-христианская и азиатско-мусульманская. Каждая образует своеобразный фильтр между философским знанием, с одной стороны, и релевантными ценностями обучающих и обучаемых, с другой. Поэтому соотношение того, что находится по обе стороны фильтра, требует постоянного анализа. Последний же в более или менее заметных пределах не ведётся.

Характерным отпечатком, наложенным современностью на преподавателей философии, является (благодаря нередко платной защите диссертаций) и интенсивный рост числа докторов – такой, какой, вероятно, неизвестен ни в математике, ни в физике, ни в биологии. При этом увеличивается число профессоров без учёной степени доктора, а чуть ли не у половины философов отсутствует профильное образование.

Поскольку с 1991 года философия лишена партийности, статус её преподавателей, в общем, не отличается от статуса коллег других дисциплин. Они также ведут научную, методическую, учебную, воспитательную работу; обязаны периодически повышать свою квалификацию; находятся под контролем балловой системы и т.д. Отличия касаются частностей, обусловленных в основном не всегда позитивным отношением к ним. Так, в ряде вузов организация научной работы далека от специфики предмета. На кафедрах отсутствуют постоянные теоретические семинары; нет специально организованной системы совершенствования в английском языке; методическая работа не выходит за пределы писания учебно-методических комплексов, нужных главным образом для отчётов; повышение квалификации сводится к слушанию лекций по темам, не всегда относящимся к философии, а воспитательная работа зачастую предполагает курирование общежитий с несением ответственности за проступки проживающих.

Все эти проблемы существуют давно и известны многим, но публично не обсуждаются, и всё остаётся без изменений. Такова реальность, наводящая на грустные мысли о неизбежном падении интеллекта нации. Если кто-то не согласен, пусть опровергнет меня. Буду благодарен.


Тэги: Философия
Обсудить в группе Telegram

Михаил Андрюшенко

Михаил АНДРЮШЕНКО, профессор кафедры философии ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Достоевский и Тютчев «в созвучиях и притяжениях»

    15.12.2021
  • Живое слово вытесняется цифрой

    29.11.2020
  • Уроки Лимонова

    22.03.2020
  • В поисках Абсолюта

    13.11.2019
  • Пётр Калитин: «Мы учимся дышать в невесомых условиях»

    20.07.2016
  • Уроки Лимонова

    68 голосов
  • Теория хаоса: как поймать бабочку Лоренца?

    25 голосов
  • Живое слово вытесняется цифрой

    17 голосов
  • Жизнь и приключения Сократа, никому не дававшего покоя

    16 голосов
  • Достоевский и Тютчев «в созвучиях и притяжениях»

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS