САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Адрес e-mail:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
ЛГ online

От перекрестка к перекрестку

04.12.2019
От  перекрестка к перекрестку Беседа с писателем и музыкантом Софией ЭЗЗИАТИ.

Под знаком Дельвига

27.11.2019
Под знаком Дельвига Положение о Всероссийском открытом конкурсе на соискание премии «За верность Слову и Отечеству» имени Антона Дельвига.

Писатель, незаслуженно оставшийся в тени

23.11.2019
Писатель, незаслуженно оставшийся в тени Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о творчестве А.К.Толстого.
ЛГ плюс

Позывной: Москвич (часть третья)

06.12.2019
Позывной: Москвич (часть третья) Продолжаем публиковать фрагменты записок русского добровольца – московского предпринимателя, отправившегося летом 2014 года на войну в Донбасс.

«И однажды становится странно…»

30.11.2019
«И однажды становится странно…» Станислав ЛИВИНСКИЙ по образованию фотограф. Неудивительно, что детали в стихах он выписывает с фотографической четкостью.

«…где висит человек на блесне»

22.11.2019
«…где висит человек на блесне» Образы Алексея ГРИГОРЬЕВА могут показаться мрачными и депрессивными. Но кто сказал, что это минус?
ВИДЕОРЯД

Мастер-класс главреда "Литгазеты" Максима Замшева на Пушкинфесте

Смотреть все...
Спецформат

Мюзикл – жанр демократичный

05.12.2019
Мюзикл – жанр демократичный Композитор Ким БРЕЙТБУРГ о современном прочтении классики.  

«Предрассудки – разум глупцов»

03.12.2019
«Предрассудки – разум глупцов» Вольтеру – 325.
О юбиляре подробно и увлекательно рассказывает Наталья ЛОГИНОВА.

Вспоминая Валерия Дударева

01.12.2019
Вспоминая Валерия Дударева О недавно ушедшем русском поэте и редакторе журнала «Юность» пишет Ярослав КАУРОВ.
ОПРОСНИК
  1. Какой Ваш любимый праздник?
Результат
Позиция

Вспоминая князя Таврического

03.12.2019
Вспоминая князя Таврического В Молдавии отметили 280-летие со дня рождения Григория Потемкина.

Видеомост Москва-Минск

02.12.2019
Видеомост Москва-Минск О чем говорили мусульмане на совместной встрече с православными?

Не «по заказу государства»

29.11.2019
Не «по заказу государства» Манипуляция сознанием – один из важнейших инструментов политики, считает Наталия НАРОЧНИЦКАЯ.
  • Статьи
  • 2014 год
  • № 19 (6462) (14-05-2014)
  • Эксперименты неуместны

Эксперименты неуместны

Гутов Александр

Эксперименты неуместны

Спецпроекты ЛГ / Словесник / Угол зрения
Гутов Александр

Теги: литература , чтение

Надо ли в школе преподавать современную литературу?

Вокруг этого вопроса постоянно разгораются нешуточные споры. Суть его, как мне представляется, в том, что словесники не могут найти в классической литературе то, что по-настоящему тревожит современников. Многие учителя не способны наладить контакт с классом при изучении литературы XIX века и полагают, что внимание детей можно привлечь, если вместо Онегина и Раскольникова появится современный подросток с навороченным смартфоном. Но это же старая, абсурдная идея, что не художественное совершенство, а именно злободневность – ориентир в искусстве.

Я не выступаю против преподавания современной литературы, но надо же сначала договориться, когда она началась, чьё творчество достойно попасть на страницы школьных учебников или хотя бы на урок литературы. Такого обсуждения в обществе не наблюдается, каждая группа выдвигает своих «гениев», и бесспорных имён, на мой взгляд, нет. Значит, учителя будут руководствоваться личными пристрастиями, вкусами, предпочтениями. Но тратить на это урок неправильно. О современной литературе можно говорить лишь с теми, кто подготовлен, с теми, кого вы подготовили.

Я убеждён, что история большой поэзии закончилась на Бродском, при этом сейчас живут и пишут многие поэты, у каждого из них есть свой поэтический мир. Вопрос в том, насколько он важен для передачи последующим поколениям. Есть ли экспертное сообщество, которое может дать рекомендацию: Гандлевский обязателен, а Емелин – нет? Я такого сообщества не вижу.

Ответственный подход заключается в постоянном отборе материала, подсчёте часов, даже минут урока. Мне трудно пожертвовать «Медным всадником» ради того же Гандлевского. А разговор о том, что можно вогнать в программу то или это произведение, – непрофессионален.

Учитель приходит на урок, чтобы донести, говоря высоким штилем, то ценное, что было создано за всю историю человечества. Сегодня необходимо понимать: если не познакомить учеников с каким-либо классическим текстом, то они, скорее всего, никогда его не прочитают. И в этом будет наша вина. Можно начать серьёзную дискуссию о том, что же всё-таки внести в этот список, но критерии должны быть объективны.

Важнейшим признаком настоящего искусства является влияние произведения на весь литературный процесс, споры с ним, цитирование и т.д. Исчезновение значительного литературного творения из жизни современников происходит крайне редко, это делается чаще всего умышленно, как было с творчеством Булгакова и Платонова, затмивших в результате крайне злободневных на тот момент писателей. Кто из нынешних авторов оказал такое влияние, кого цитируют, с кем спорят?

Ещё один критерий – создание своего мира, стиля, языка, образной системы. Кто-то, возможно, самым современным в этом отношении считает, например, Владимира Сорокина. Но я не могу цитировать в классе и полутора страниц из его наиболее крупных произведений. Я даже не могу рекомендовать его кому-либо из своих учеников, кроме, может быть, двух-трёх самых подготовленных старшеклассников. Мне можно возразить: зачем же давать Сорокина, лучше кого-нибудь более «приличного»? Но, допустим, я-то его считаю самым серьёзным прозаиком в последние лет тридцать. Мы же не изучаем вместо Пушкина Бенедиктова, а вместо Тютчева Апухтина.

Знакомить в школе, безусловно, нужно только с самым значительным. Но современный мир враждебен искусству по многим причинам, и искусство современного мира болезненное и раздражающее. Это объективная реальность. Я её ощущаю, и именно поэтому изучение современных произведений в школе мне представляется почти невозможным. А корпус текстов, которые вполне цитируемы и рекомендуемы, по тем же критериям может и не достать до уровня подлинного искусства.

Может быть, я сгустил краски, чтобы донести свои спорные идеи. Кроме Бродского, я считаю настоящей литературой Вампилова, Шукшина, ценю песни Высоцкого – авторов уже относительно далёкого прошлого. Может быть, из тех, кто пишет сегодня, кто-то переживёт своё время и займёт прочное место в школьных учебниках. Если их творчество достойно, то такое обязательно произойдёт.



Оценить:

Оценка: 9.86 - Голосов: 44

Борис Потапов, 14.05.2014

Считать Сорокина "самым серьёзным прозаиком в последние лет тридцать" - всё равно, что изучать Баркова вместо Пушкина.
Считать Сорокина "самым серьёзным прозаиком в последние лет тридцать" - всё равно, что изучать Баркова вместо Пушкина.

Александра, 16.05.2014

Я не знаю, относятся ли труды современных писателей именно к литературе.
Если да, то скорее к ее экспериментальному направлению.
И результаты этих экспериментов подчас коробят даже взрослого, видавшего виды читателя.
В школьных курсах литературы этим "экзерсисам" делать нечего.
Если мы ждем от школы выполнения ею воспитательных и образовательных функций.
Я не знаю, относятся ли труды современных писателей именно к литературе. Если да, то скорее к ее экспериментальному направлению. И результаты этих экспериментов подчас коробят даже взрослого, видавшего виды читателя. В школьных курсах литературы этим "экзерсисам" делать нечего. Если мы ждем от школы выполнения ею воспитательных и образовательных функций.

Перегрина Жемчужная, 28.05.2014

Смотря. кого называть современным писателем. Если тех, кто стал известен благодаря своим виршам в постперестроечное время, тогда, однозначно, нет. Есть, конечно, те, кто пишет действительно хорошие вещи (например Андрей Можаев), но их мало, они печатаются малыми тиражами и они никогда не войдут в школьную программу.
Если брать 50-60-70ов. тогда. там конечно, огромное количество выдающихся писателей, с творчеством которых, нужно познакомить современных школьников. Но, подбирать материал нужно так, чтобы не только выпятить - как же плохо жилось в советское время (Дети Арбата. например), а показать, что и хорошо жилось, тоже....
Смотря. кого называть современным писателем. Если тех, кто стал известен благодаря своим виршам в постперестроечное время, тогда, однозначно, нет. Есть, конечно, те, кто пишет действительно хорошие вещи (например Андрей Можаев), но их мало, они печатаются малыми тиражами и они никогда не войдут в школьную программу. Если брать 50-60-70ов. тогда. там конечно, огромное количество выдающихся писателей, с творчеством которых, нужно познакомить современных школьников. Но, подбирать материал нужно так, чтобы не только выпятить - как же плохо жилось в советское время (Дети Арбата. например), а показать, что и хорошо жилось, тоже....

Григорий Печорин, 22.08.2014

Как мне кажется, если ученик увлечен литературой, хорошей литературой, то к тому, что ему необходимо он придет сам и сам расставит приоритеты и в современной литературе. А если нет, так ему и не надо. Гутов говорит, что литературу в школе изучают, чтобы возник интерес. А не чтобы учителя мозги детям полоскали (это мое добавление). Знавал я одну учительницу, так та восстанавливала детей против Булгакова, другая - против Бродского. Если кто с ними согласен, прошу на дуэль на тех же условиях, на которых я стрелялся с Грушницким. Одна учительница так плохо знала Есенина, что я даже не знаю... черт знает, что такое. А дети знали еготлучше нее. Сами пришли. Но это и от детей зависит... Была одна хорошая учительница (она и сейчас есть, только репетиторством занимается), так она литературу знала, и поговорить с ней было интересно. Но вот класс ее не слышал. Не долетало. Не знаю, почему.
Да, и я - не Гутов. Так, на всякий случай, а то мало ли...
Как мне кажется, если ученик увлечен литературой, хорошей литературой, то к тому, что ему необходимо он придет сам и сам расставит приоритеты и в современной литературе. А если нет, так ему и не надо. Гутов говорит, что литературу в школе изучают, чтобы возник интерес. А не чтобы учителя мозги детям полоскали (это мое добавление). Знавал я одну учительницу, так та восстанавливала детей против Булгакова, другая - против Бродского. Если кто с ними согласен, прошу на дуэль на тех же условиях, на которых я стрелялся с Грушницким. Одна учительница так плохо знала Есенина, что я даже не знаю... черт знает, что такое. А дети знали еготлучше нее. Сами пришли. Но это и от детей зависит... Была одна хорошая учительница (она и сейчас есть, только репетиторством занимается), так она литературу знала, и поговорить с ней было интересно. Но вот класс ее не слышал. Не долетало. Не знаю, почему. Да, и я - не Гутов. Так, на всякий случай, а то мало ли...


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 


Новости
06.12.2019

В пространстве Community…

ЛитРес объявил лауреатов премии «Электронная буква – 2019».
05.12.2019

Арсеньевская премия огласила короткий список

Общероссийская литературная премия «Дальний Восток» им. В.К.Арсеньева обнародовала «шорт-лист».
04.12.2019

«Русские рифмы», «Русское слово»: итоги

Национальная премия для молодых авторов наградит победителей.
04.12.2019

Десятый съезд РКС

5 декабря в Москве начнет работу X съезд Российского книжного союза.
03.12.2019

В Ереване осквернили памятник Грибоедову

Монумент писателю и дипломату, стоящий в столице Армении, был облит красной краской.

Все новости

Книга недели
Откровенно о себе

Откровенно о себе

Евгений Водолазкин раскрывает подробности создания своих знаменитых романов
Колумнисты ЛГ
События и мнения
Макаров Анатолий

Наследники Смердякова

Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной...

Век такой, какой напишешь
Попов Валерий

Оно

Государство – это прежде всего его престиж, его сла­ва, его таланты. Раньше оно ...

Очевидец
Евстафьев Дмитрий

Тяжёлая ноша многополярности

России, где много и правильно говорили про многополярность, кажется, стоит радо...

Если по-честному
Крашенинникова Вероника

Какой век на дворе? XVI или XXI?

Знакомый московский профессор однажды спросил у студентов, как они относятся к о...

События и мнения
Воеводина Татьяна

7 лет в ВТО

Вроде только вчера вступила Россия в ВТО, а мину­ло семь лет.

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2019
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда
Яндекс.Метрика