Тема первого номера журнала «Русское искусство» за этот год звучит более чем интригующе – «Очевидное – невероятное». Выпуск посвящён научному поиску – процессу, не менее увлекательному в искусстве, чем собственно чистое творчество. Новая атрибуция известных произведений, возвращение из небытия несправедливо забытых имён и событий… Читателя ждёт целая «коллекция» открытий.
Настоящий исследователь ищет не сенсации, но – истины, какой бы скромной она ни казалась на первый взгляд. Ежедневный упорный и кропотливый труд искусствоведов, реставраторов, коллекционеров предстаёт на страницах журнала во всем своём неброском величии. Помочь читателю понять и оценить его – неизменное кредо «Русского искусства». Неоспоримая же ценность именно этого номера в том, что о проделанной работе исследователи рассказывают сами. Не только о победах, но и о трудностях, сомнениях, даже разочарованиях, неизбежных в любом поиске, интересующийся узнаёт из первых уст.
По традиции номер открывает материал, посвящённый актуальному выставочному проекту. На сей раз это выставка Ильи Ефимовича Репина в Третьяковской галерее, приуроченная к 175-летию со дня рождения выдающегося художника. Созвучие его творчества реалиям сегодняшнего дня стало темой беседы главного редактора журнала Елены Бехтиевой с куратором выставки Татьяной Юденковой. Но после вполне академичного, под стать значимости проекта, интервью искусно выстроенная внутренняя драматургия номера начинает совершать замысловатые виражи, один неожиданнее другого.
Сегодня трудно поверить, что какие-то работы Репина могли вызвать недоумение и даже неприятие и у публики, и у коллег. Публикация из книги Елены Кириллиной рассказывает о том, как непросто складывалась судьба и одного из самых известных произведений художника – «Пушкин на экзамене в Царском селе», и картины, которую знают немногие, – «Пушкин на берегу Невы». А Станислав Кузнецов шаг за шагом восстанавливает процесс работы над едва ли не единственным батальным полотном мастера – «В атаку с сестрой», на котором запечатлён подвиг сестры милосердия Риммы Ивановой.
Тему неожиданных ипостасей известных живописцев продолжила Елена Теркель. Предметом её пристального интереса стали произведения, которые можно счесть «нетипичными» для художников, воспринимающихся публикой как «эталонное» воплощение того или иного стиля или жанра. «Кузнеца» так же трудно представить работой Льва Бакста, как «Даму с собакой» – Игоря Грабаря, а «В ожидании гостей» – Виктора Борисова-Мусатова.
Две статьи посвящены такой деликатной теме, как атрибуция. И если в материале Светланы Юрковой речь идёт «всего лишь» о фарфоровой фигурке, изготовленной на заводе братьев Корниловых, которая оказалась не «Кулачным бойцом», а «Разносчиком», то Сергей Алексеев открывает новую страницу в бытовании портрета великой княжны Александры Николаевны кисти Брюллова, который долгое время считался изображением никому не ведомой Ульяны М. Смирновой. В обоих случаях мы имеем дело с увлекательнейшим «искусствоведческим детективом». Первый номер «Русского искусства» оказался щедр на захватывающие дух истории.