Идея создания истерна «Золото Умальты», как указано в титрах, принадлежит губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву (видимо, он и деньгами помог).
И действительно, судя по рекламному ролику, да и блистательному началу фильма, в котором увиделись следы классических вестернов Серджо Леоне и Тарантино, а также выдающихся наших мастеров Никиты Михалкова («Раба любви») и Александра Митты («Гори, гори, моя звезда»), всё для успешного приключенческого фильма было. И русская Сибирь с Хабаровским краем не менее прекрасна и загадочна, чем североамериканские штаты с их Большим каньоном, и даже свои индейцы есть – кстати, наши тунгусы и эскимосы – ближайшие родственники уничтоженных американскими колонизаторами могикан, семинолов и ирокезов. Есть в фильме и артисты, которые могут держать марку, – первым назову Алексея Шевченкова, он сыграл двужильного, верного слову русского мужика, охраняющего обоз с золотом. Есть и идеальный злодей – похожий одновременно и на пирата, и на испанского гранда Артём Ткаченко, и роковая красавица с трудной судьбой в исполнении Софьи Эрнст... Всё есть. Вроде.
Но после головокружительной завязки довольно быстро интерес стал падать, а потом и совсем пропал. Чего не хватило для создания настоящего вестерна-истерна или просто увлекательного отечественного фильма, которого так не хватает нашим подросткам? Хорошо прописанного сценария! Слишком много напихано привходящих обстоятельств, интриг, украшений, а вот главенствующей сюжетной линии с погонями, драками, перестрелками, романтическими героями и большой любовью, без чего не может быть успешной приключенческой ленты для молодёжи, нет.
Как можно рассчитывать на успех, когда в истории одни отрицательные герои, соревнующиеся друг с другом в коварстве-подлости, и только один положительный, и то не самый главный. Читали ли сценарий те, кто выделял под него деньги? И какую они понесут ответственность после того, как народные деньги пущены на ветер – сборы до обидного незначительные. В старые времена ни на одной даже самой периферийной киностудии, не говоря о столичных, такой сценарий не приняли бы.
Бывали и бывают драматические обстоятельства, когда в фильме – и хороший сценарий, и хороший режиссёр, и артисты, и всё хорошо, но успеха нет. А с плохим сценарием не получится никогда. Директора студий во времена, когда кинематограф финансировало советское государство, несли ответственность за провал фильма в прокате, а сейчас кто отвечает за ошибки и просчёты продюсеров?
Проводятся питчинги, солидные люди принимают решение, какой сценарий заслуживает государственных субсидий, какой нет. А в итоге – коллективная безответственность. Денег на кино выделяется очень много, а результата нет.
В кинопроизводстве нужны перемены. Революционные.