Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 мая 2016 г.
  4. № 20 (6553) (25.05.2016)
Искусство

Песня – душа народа

25 мая 2016
«ЛГ» № 52, 2006

О песне в последнее время говорят и пишут многое. После грустного для нас финала «Евровидения» особенно. Но, как известно, выпускник Школы-студии МХАТ Сергей Лазарев, представлявший Россию, пел по-английски… А найдётся ли в нашем отечестве произведение, которое можно было бы исполнить в Европе на русском? Если бы, конечно, его кто-то искал. Увы… 
 
«ЛГ» о песне пишет давно. Напечатанные почти 10 лет назад полемические заметки Юрия Полякова и сегодня актуальны. Тексты песен лучше, к сожалению, не стали. Об этом и многом другом рассуждает автор многих хороших и любимых в народе песен Владимир Лазарев.

 


Произошло это ещё до смутного времени и пресловутой перестройки: появились не сразу заметные признаки культурного распада общества. Ещё в брежневскую эпоху зародилась песенная индустрия (полная противоположность подлинному фольклору): музыка и слова низкого пошиба – варварские скороспелки. Ещё Гёте когда-то предсказывал появление в мире «мануфактур-поэзии». Добавим: и такой же музыки. Но это даже не мануфактур-искусство, это нечто худшее и более опасное. То, что превратилось потом в эпоху первоначального накопления капитала в абсолютную какофонию (в переводе с греческого – дурной звук, сумбурное, фальшивое сочетание звуков).

В своё время я несколько раз выступал в печати против песенной индустрии. Имея опыт в составлении московских сборников «День поэзии» (дважды), я решил противопоставить названной индустрии «День песни». Видные и даже выдающиеся мастера культуры с радостью откликнулись на моё предложение принять участие в создании такого сборника. Всего было составлено семь «Дней песни», шесть из них увидели свет, а седьмой, очень насыщенный, затерялся и пропал в недрах типографии издательства «Советский композитор» во время перестройки.

Помню, как мы смеялись над звучавшей тогда с эстрады песенкой:

На пути к своей мечте

Вышла замуж в темноте!

Но это были лишь цветочки по сравнению с тем, что звучит сейчас.

В «Дне песни» были представлены не только лучшие произведения текущего времени и прошлого, но и замечательные статьи. Совершенно редкое по своему значению и выразительности высказывание Дмитрия Шостаковича о подлинной песне, о её типологической единственности и неповторимости в творчестве композитора. Аналитические эссе Евгения Светланова о Борисе Мокроусове и Александры Пахмутовой о Соловьёве-Седом. Исповедально звучат выступления композиторов Марка Фрадкина, Андрея Эшпая, Валентина Левашова, Анатолия Новикова, поэтов Виктора Бокова, Михаила Матусовского. Композитор и историк песни Юрий Бирюков в своей обстоятельной статье цитирует письмо Георгия Свиридова ко мне о том, как была написана песня на стихи Александра Твардовского «Солдатская шинель»: редчайший случай в творчестве великого поэта. Молодой тогда автор Святослав Бэлза написал о единственном вдохновенном романе Скрябина. Профессор Московской консерватории Анна Руднева в статье «Живая память души», ко всему прочему, с горечью заметила, что никак не удаётся создать научно-исследовательский институт по изучению богатейшего русского фольклора.

На призыв принять участие в создании целенаправленного сборника «День песни» горячо откликнулись тогда и музыканты других республик: Константин Орбелян из Армении, композитор Игорь Лученок и дирижёр Григорий Ширма из Белоруссии. Выдающийся эстонский дирижёр Густав Эрнесакс в беседе со мной не преминул заметить о разрушении песенной культуры. С ним перекликается и мнение главного дирижёра хора Всесоюзного радио Клавдия Птицы в статье «О высокой культуре пения».

Приведу отрывок из диалога Георгия Свиридова с академиком Дмитрием Лихачёвым («День песни», № 4):

Г. Свиридов. Когда слово поётся, оно становится ещё более выразительным. Поэтому музыка XIX века, классика, так изумительно выразилась в опере и романсе.

Д. Лихачёв. Но этому противоречат нынешние песни, которые основываются на двух-трёх словах. Буквально два-три слова выкрикиваются певцом в разных вариациях. Это надоедает, раздражает, это какая-то нищета слова современного!

Г. Свиридов. По этому поводу я вспоминаю притчу о Сократе. Одна женщина, не слишком строгого поведения, сказала ему: «Что ты здесь своими учениками хвастаешься! Достаточно мне только поманить пальцем, и они побегут за мной и тебя бросят». Он ответил: «Возможно. Потому что ты зовёшь их идти с собой вниз, что очень легко. Я же зову их идти со мною вверх, что очень трудно».

Д. Лихачёв. Это великолепно!

Те, кто тогда потворствовал распространению продукции песенной индустрии, а сейчас организует систему массового внедрения в молодёжную среду завлекательных низкопробных попевок, может быть приравнен к такой вот женщине, мягко говоря, не слишком строгого поведения, зовущей идти вниз. Авторы сборников «День песни» страстно звали идти с ними вверх. Иван Семёнович Козловский, выдающийся оперный певец, в своей проникновенной статье «О родниковой чистоте песен» замечает: «Гоголь воскликнул: «Песня – это душа народа!» Истинно так. Народные певческие праздники – моя мечта. С предварительным праздничным шествием по улицам городов, как это традиционно происходит в Эстонии. Сердечные, тёплые праздники песни, как тот, что ежегодно происходит в городе Вязники Владимирской области, на родине Алексея Фатьянова. Всероссийский День песни, с выходом одноимённого сборника к этому времени. Чувство прекрасной песни объединяет нацию.

Но мечте не дано было сбыться. Средства массовой информации заполнила попсовая антикультура. Песням и романсам, написанным в прежнем духе и традициях, есть место лишь на телеканале «Культура». А для лучших прежних песен даже появилась рубрика «Ностальгия». Многие мастера песни ушли из жизни. Из ныне живущих, активно работающих, – старейшие Людмила Лядова и Александра Пахмутова. Композиторы следующего поколения: Евгений Дога, Давид Тухманов, Александр Журбин, Рудольф Мануков. Из более молодых – Игорь Крутой… Когда они приносят в музыкальные редакции радио и телевидения свои новые произведения, редакторы им заученно отвечают: «Может быть, это и неплохо, но не в нашем формате». Эти слова бесстыдно бросают в лицо известным столичным композиторам, я уж не говорю о серьёзных авторах, живущих не в Москве. Им совершенно перекрыт путь в эфир. Жизнь забросила меня в США, в Калифорнию. А там судьба свела с одарённым композитором-мелодистом Михаилом Маргулисом, строго относящимся к своему творчеству. Он пишет песни в лучших традициях XX века. И, заметим, проходят его концерты при полных залах. Зрители – пожилые и молодые – воспринимают его искусство с большой теплотой и отзывчивостью. Наивный, он пытался, по совету многих, посылать свои песни в Москву, в музыкальные редакции радио и телевещания. Они безответно канули – исчезли в чёрном омуте шоу-­бизнеса. А что же сегодня расцветает в этом «формате»? Широко звучат даже не дешёвые шлягеры, а нечто, нацарапанное порой самими участниками вокально-инструментальных ансамблей (которые даже этого названия зачастую не заслуживают). Вот, к примеру, такая галиматья о любовном разладе, парень жалуется:

Целый час она курила мои нервы,

В мою кровь специально добавляла лёд.

Девушка – с раздражением:

Слушай, – отвали! Знаешь, нет любви.

Он ей бросает:

Да что ж ты страшная такая, ты такая страшная!

Ты ненакрашенная страшная, И накрашенная!

Подобное можно цитировать бесконечно. Не удивлюсь, если появится женский ансамбль с завлекательным названием «Ноги врозь!».

Общеизвестно стало, что действует грандиозная система взяток. Принося новые песни, редакторам прежде всего платят наличными за сами песни и за их исполнение в эфире. Выработался определённый стиль антиискусства. Эстрада – радио – TV взаимно связаны. Возник заколдованный круг! Дирижёр Клавдий Птица, которого я упоминал выше, писал: «Бороться в искусстве с пошлостью, с назойливостью, с дурным вкусом – это прежде всего создавать образцы высокой культуры». Совершенно справедливо. Но всё дело в том, что такие произведения должны стать широко известны. Александра Пахмутова справедливо печалится: у них с Николаем Добронравовым есть новые молодёжные песни, в том числе и рэповские, и танцевальные, но они не звучат в эфире – их отвергают люди, стоящие у руля в шоу-бизнесе, говорят, что эти песни не столь легкомысленны, как сейчас принято. Душа и гармония не нужны, они не в цене, мол, нужна современная дисгармония. (Заметим, что существует и цивилизованная дисгармония, присущая и большой музыке, а им нужна варварская дисгармония.) Это безумие? Или лукавство с мафиозным оттенком не впускающих в свой клан непосвящённых? Надо сказать откровенно: разыгралась экологическая катастрофа массовой культуры. Как это ни печально, происходит повреждение детских душ. Если не принять меры, появится два или три потерянных поколения. Вот чем обернётся для будущего нынешний шоу­-бизнес. Противостоять попсовой антикультуре – общенародное дело. Приходится просить Государственную Думу обсудить и законодательно изменить происходящую ситуацию. Не будем забывать, что истинная песня – душа народа, помогает ему жить и творить, помогает выстоять в суровые и трудные годы.

Владимир ЛАЗАРЕВ

Тэги: Музыка Песня
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
  • Чужих наречий погремушки

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS