Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 мая 2018 г.
  4. № 20 (6644) (23.05.2018)
Литература

Неправильные чувства

23 мая 2018
17 мая в Государственной Думе РФ по инициативе и при участии фракции КПРФ открылась выставка «Связь поколений», посвящённая защитникам и патриотам Донбасса.

Молодые писатели из России побывали в Донбассе


Историко-литературные экспедиции Союза писателей России «Донбасс – земля героев» – проект, начатый ещё в 2014 году. Очередной писательский десант, состоявший в основном из молодых литераторов, вернулся из ДНР и ЛНР. «ЛГ» публикует заметки нескольких его участников. Это скорее эмоции, впечатления, которые не претендуют на глубокий анализ процессов, происходящих в народных республиках.


Мы им нужны

5-2-20-тимофеев.jpgАндрей Тимофеев, прозаик, председатель Совета молодых литераторов:

 

– Эта поездка дала нам понимание боли своей родины, возможность помочь тем людям, которые живут в ДНР и ЛНР, оказать посильную поддержку – и моральную, и материальную (писательская делегация привезла с собой гуманитарный груз). Важной задачей было наладить связи с местными литераторами, потому что каждому пишущему человеку (особенно молодому) крайне важна среда. Разумеется, это только первичное знакомство, но личные и творческие связи и не нарабатываются за один раз. Надеемся, что они приедут к нам или мы к ним приедем ещё, и эти контакты перерастут в дружбу. Мы понимаем, что молодым писателям Донбасса это общение крайне необходимо.


Борьба за Русский мир

5-3-20-чернова.jpgАнастасия Чернова, прозаик, член Союза писателей России:

 

– В октябре пятнадцатого года выезжали в неизвестность. Ехали и боялись заблудиться – могли попасть на территорию Украины. Тогда блокпосты были на каждом шагу. До Горловки засветло добраться не успели. Начались перестрелки. Мы ехали на литературный вечер, везли книги. На блокпосту это, конечно, звучало абсурдно, но нас пропустили, прямо говоря, что не уверены, останемся ли мы живы.

В этот раз мы проводили параллели с Великой Отечественной войной. Сражения 43-го года и бои последних четырёх лет как бы наслоились друг на друга: две разных войны, но враг – один. По сути, и та, и эта война – борьба за Русский мир.


Четыре года войны

5-4-20-нацептов.jpgВасилий Нацентов, поэт, председатель регионального отделения Совета молодых литераторов Союза писателей России:

 

– В экспедиции делал заметки. Первая запись: «Пустая и пыльная грунтовка. Сельская улица. Навстречу автобусу – мальчик лет десяти...» Последние слова писал уже в Ростовской области, когда пересекли границу: «Выезжаем. Позади, на фоне полуразрушенного дома с обгоревшими стропилами, остаётся памятный знак «Спасибо, Россия!».

Между этими записями – сотни километров, блокпосты, комендантские часы, ночные обходы, встречи, выступления и первое в жизни ощущение реальной войны, странной, страшной и такой, казалось, невозможной.

С раннего утра, пешком, десятки людей переходят границу. Идут в Россию. Одна женщина в очереди привлекла внимание: русая, полная, держится в стороне, в одной руке – веточка полыни, в другой – сумка. Рядом маленький мальчик в двух кофтах со строгими, туго сжатыми губками: война стала бытом, тревога – усталостью, усталость – спокойствием.

Сейчас в приграничных посёлках и городах мирно. Время застыло. Кажется, год восемьдесят пятый. Город Красный Луч. Сирень и одуванчики. Тащится товарняк в три вагона. Длинный седой старик с ведром воды. И снова – одуванчики и сирень... Какая долгая грусть, какая бессмысленность вокруг! Но в голове – слова местных жителей: «Теперь всё хорошо, всё потихоньку... Теперь жизнь наладится».

Удивляет одно: почему нет того, что называют «духовным подъёмом»? За четыре года страшной братоубийственной войны, за четыре года отчаянной борьбы за мир, свободу и самоопределение не написано, строго говоря, серь­ёзных, значимых (с художественной стороны) произведений. Или сопротивление уже перестало быть двигателем искусства?

Круглый стол в библиотеке им. Горького в Луганске. Местное телевидение. Человек пятьдесят гостей. Читаем стихи. В дневнике записываю странно, но честно: «Одно – коммунистическое – старческими, высохшими и родными руками цепляется за свет, другое – что-то ещё невыразимое – первыми жестами в воздухе... Старики «День Победы» поют стоя, держась за стулья...»

В конце встречи сказал про своё ощущение бессмысленности, прочитал стихи о любви и смерти, о сигаретах «Прима», о том, что человек – не больше, чем полоска дыма и строка на птичьем языке. На меня посмотрели настороженно. После подходили – и мирные жители, и люди в форме: «Неправильные у вас чувства, молодой человек...»

Всё вокруг представлялось наскоро собранными осколками времени. Но победный май, отмеченный в России шумными гуляниями, здесь, в республиках, со слезами на глазах.

Днём на улицах тишина. Редкие прохожие. На автостанциях автобусов почти нет, но маршрутки ходят: старые и тоже полупустые. Холодное солнце скользит по крышам и бесшумно плюхается в лужу на обочине. Над лужей рядом два больших рекламных баннера. На одном надпись: «Русская душа... нежная, словно материнские руки».

Чувства, конечно, неоднозначные: с одной стороны, ощущение единения и силы, гордость за русское слово, с другой – пустота (вернее – пустынность: и души, и пространства) и жалость ко всему, что случилось увидеть.


Лишь бы скорее…

5-5-20-ковалева.jpgАнна Ковалёва, поэт, студентка Воронежского университета:

 

– Меня поразила одна девушка, моя ровесница. Она подошла ко мне на Саур-Могиле и стала рассказывать, что находилась здесь во время бомбёжки. Спокойно так рассказывать, будто это обычное дело – обстрелы, бомбы, подвалы... Люди, пережившие это, усталые и тихие. Я хорошо запомнила главные её слова: «Нам всё равно, с кем объединяться, лишь бы всё это скорее закончилось…»


В мясорубке расчеловечивания

5-6-20-сафронова.jpgЯна Сафронова, литературный критик, член Союза писателей России:

 

– На встречах молодые поэта Донбасса читали свои стихи. Из всего многообразия услышанного наиболее интересными мне показались стихи Елены Заславской. Особенность её поэтического почерка состоит в умелом соединении ощущения глобального (народного) и частного (личного).

 

Эти русские мальчики не меняются:

Война, революция, русская рулетка,

Умереть пока не успел состариться,

В XIX, XX, XXI веке.

Эти русские девочки не меняются:

Жена декабриста, сестра милосердия,

Любить и спасать, пока сердце

В груди трепыхается

В XIX, XX, XXI веке.

Ты же мой русский мальчик:

Война, ополчение, умереть за Отечество…

Ничего не меняется,

Ничего не меняется,

Бесы скачут,

Ангелы ждут на пороге вечности.

Я твоя русская девочка:

Красный крест, белый бинт,

чистый спирт…

В мясорубке расчеловечивания

Будет щит тебе

Из моих молитв.

А весна наступает. Цветущие яблони

Поют о жизни, презревшей тлен,

Так, будто тоже они православные,

Русские и после молитвы

встают с колен.

 

Тэги: Литературный процесс
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Читатель ничем и никому не обязан

    16.10.2018
  • Восторг открытий, пиршество ума

    20.06.2018
  • Родовое гнездо гения

    13.06.2018
  • Белые акации и летающие книги

    13.06.2018
  • Хорошо воспитанный дипломат

    13.06.2018
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Дьявол прячется в деталях

    349 голосов
  • Спасём наш союз!

    327 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Мы ждём перемен

    172 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS