Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 мая 2014 г.
  4. № 21 (6464) (28.05.2014)
Искусство

«Бесприданница»

28 мая 2014

Эксцентрическая мелодрама по пьесе А.Н. Островского

Театр им. Маяковского, режиссёр Лев Эренбург, в ролях: О. Киселёва, П. Лазарева, заслуженный артист России Ю. Лахин, В. Макаров, А. Дякин, А. Фатеев, И. Евтушенко.

К «Бесприданнице» у меня особое, личное, отношение. В первый раз я увидела её лет в 12 в городе Иркутске, в постановке Раисы Васильевны Курбатовой, завлита Иркутского драмтеатра, силами драмкружка медицинского института. Тогда она и её муж, актёр и режиссёр А.Н. Терентьев, много сил и души отдавали самодеятельности, работе со студентами, каждая премьера (раз в год) становилась событием, и, насколько я помню и как мне позже рассказывали, это были действительно яркие, добротные, профессионально сделанные спектакли.

А для меня маленькой это был настоящий праздник: школа закончилась, на улице тепло и зелено, я иду на взрослый спектакль по замечательно интересной пьесе. Так началась моя любовь к Островскому и «Бесприданнице», любовь, которую даже раздутый от отсебятины «Жестокий романс» с очень красивой, но нескладной Гузеевой не смог поколебать.

Сколько прочтений вынесла пьеса на своём веку! Петербургский золотомасочник Л. Эренбург («Небольшой драматический театр») придумал свою версию. Постановщик полностью переосмыслил идеи классика, дописал текст и изменил характеры.

Паратов и Вожеватов теперь бандиты, Сергей Сергеича даже пытают утюгом и угрожают расправой с Ларисой; Кнуров – юродивый инвалид; Огудаловы стирают бельё и моют пол.

У Кнурова, оказывается, по молодости был роман с Харитой Игнатьевной, до того как он уехал на заработки в Москву.

Лариса Дмитриевна – улыбающаяся дурёха, эдакая пустоголовая девчонка с заводских танцулек.

Все постоянно падают на ровном месте, как ковёрные. Потому что жанр заявлен – эксцентрическая мелодрама, а значит, должно быть в достатке трюкачества и клоунады. С одной стороны.

С другой – мелодрамы тоже должно хватать. Например, приносит Паратов Ларисе осетра. Рыбина виляет хвостом, переходит из рук в руки, потом Сергей Сергеич начинает жердью её лупить почём зря от избытка чувств. Избыток этот разливается в воздухе, достигает Ларисы, и в момент признания в любви она подкрепляет силу эмоций нестандартным действием: выплёскивает в лицо Паратову таз с водой. Мелодраматично, однако.

Постоянное всеобщее мытьё рук и ног в корыте, долженствующем, по всей видимости, изображать Волгу-матушку, наводит на брезгливые мысли об антисанитарии.

И вот во всей этой абсолютно непонятной и ничем не оправданной сумятице, бессмысленной и беспощадной, естественно, растерялись актёры. Они совершенно не понимали, что должны делать и как себя вести. Нет-нет, роль они помнят, слова там, рисунок, но им, похоже, ужасно неловко было находиться в этом «свободном, как Волга, прочтении классики» (так написано в аннотации к спектаклю). Приходилось постоянно делать над собою усилие, чтобы вести себя, как назначил постановщик.

Зачем он это сделал – вряд ли ответит и сам режиссёр, потому что ответа тут быть не может. Разве можно ответить на вопрос: зачем сеять бессмыслицу?..

Возвращаясь к теме своей давней любви к пьесе, скажу, что и эта постановка ничего не смогла с моим чувством поделать.

Потому что это была не «Бесприданница».


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Алёна Башкирова

Театральный обозреватель отдела "Искусство" в "... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS