Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 мая 2015 г.
  4. № 21 (6510) (27.05.2015)

Разгребая склад ядохимикатов

27 мая 2015

«Оттепель» – время, которое поставило на литературный олимп диссидента Солженицына, сделало из него главного русского писателя эпохи. Человека, который ввёл в мировую литературу образ страны тюрем в отношении собственной Родины. Так что не надо ругать водителя маршрутки за «Владимирский централ» и прочий лагерный шансон, если вы сами когда-то упоённо читали «Архипелаг ГУЛАГ». Мы вырастили уже поколения граждан, которые воспринимают СССР как страну колючей проволоки.

Солженицына изучают в курсе школьной программы литературы, хотя для обогащения художественного мира российского подростка этот писатель почти бесполезен, исключение составляет, наверное, рассказ «Матрёнин двор». Как писатель-новатор он не внёс в литературу какого-то значимого вклада, не обогатил её, и творчество его вполне можно было изучать обзорно, вскользь, как и Варлама Шаламова, и уж точно не больше чем Тендрякова и Распутина. Гораздо важнее уделить внимание творчеству Шукшина, выводя его за пределы «огорода» писателей-деревенщиков. Произведения, порочащие наше прошлое, такие как «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича», нужно вообще изъять из школьной программы.

Художественное наследие Солженицына представляет собой некое «священное предание», сборник страшилок о кровавом режиме, оберегаемый любителями западных свобод и борцами с собственным отечеством. Почему под шумок о невинно осуждённых мы должны впадать в скорбь о преступниках и настоящих изменниках родины? Главный научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук В.Н. Земсков в статье «Масштабы политических репрессий в СССР» указывает, что сотрудники I спец­отдела МВД СССР к «политическим» причисляли и преступников, совершивших крупные хищения государственного и колхозного имущества.

Александр Исаевич заставил целый народ поверить в 110 миллионов репрессированных и десятки миллионов невинно убиенных и сгноённых в лагерях. И мы, вслед за автором художественного произведения, продолжаем верить цифре в десятки миллионов, пренебрегая официальными данными Института российской истории РАН, озвучивших цифру в 3 млн. 854 тыс. человек, осуждённых за государственные преступления с 1918 по 1990 год! Историческая ценность произведений Солженицына, таким образом, становится ничтожной и сравнимой с фильмом «Властелин колец». Дидактическая же ценность лагерной романтики противопоказана детям даже в целях общего развития.

Теория методики преподавания литературы предполагает обязательное указание на отличие художественных образов и реальных исторических личностей, чтобы, например, дети не пытались изучать христианство по роману «Мастер и Маргарита». Писатель Лев Толстой намеренно идеализировал образ Кутузова, противопоставлял его образу Бонапарта, чтобы в итоге это играло на достижение дидактических задач по патриотическому воспитанию граждан, и данный факт должен быть непременно озвучен учителем во время изучения романа «Война и мир». Мрачный образ Советского государства, нарисованный Солженицыным в «Архипелаге ГУЛАГ» и других произведениях, не чем иным, как ненавистью к своей стране объяснить нельзя. Возражения в духе того, что это ненависть вовсе не к родине, а к режиму, тут неуместны! Можно либо любить свою мать, либо не любить. Нельзя любить и ненавидеть одновременно, как учит нас логика Платона и Сократа. А о том, «как нам обустроить Россию», задумывалось много философов и настоящих патриотов как до, так и после Солженицына. Вспомним И. Ильина, Н. Данилевского, Н. Трубецкого, П. Савицкого, Л. Гумилёва, Д. Лихачёва, А. Зиновьева. Многие из них, наверное, могли написать свой «Архипелаг ГУЛАГ», но ведь никто из них этого не сделал, никто!

Пётр Николаевич Савицкий был обижен советской властью гораздо сильнее, чем Александр Исаевич. Савицкий, как и многие вышеперечисленные, был вынужден уехать из России во время Гражданской войны, а потом в 1945 году он был арестован в Праге и отправлен в лагеря. Один из основоположников евразийства все восемь лет просидел в настоящих лагерях (для сравнения: Солженицын отбывал в лагере только три года из всего полученного срока). Не стал писать о ГУЛАГе и Лев Николаевич Гумилёв, которого арестовывали и сажали за решётку несколько раз. Философ и социолог Александр Зиновьев уже в конце 90-х годов отмечал, что не стал бы описывать минусы и изъяны советской системы, случись ему писать свои книги заново. Более того, все свои силы он бы потратил на написание трудов по обличению западного капиталистического общества и поиск решений для борьбы с ним. Этот человек, подлинный учёный и настоящий гражданин, в отличие от Солженицына, чётко понимал угрозу, исходящую от критики собственной родины.

Мы живём в слишком опасное время, когда любое слово, брошенное необдуманно на ниву просвещения, будет обязательно использовано нашими врагами против нас. Можно сеять разумное, доброе, вечное, а можно закидать всю пашню гербицидами и сделать из плодородной земли бесплодную. Поэтому художественные произведения, порочащие наше прошлое, в первую очередь те, что включены в школьную программу, должны быть утилизированы, как старые ядохимикаты!


Тэги: Филология Литературоведение
Обсудить в группе Telegram

Темир Трояков

окончил филологический факультет Горно-Алтайско... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Когда строка берет за горло»

    08.07.2022
  • О чем умолчал Пушкин?

    10.02.2022
  • Памяти Виктора Петелина

    06.02.2022
  • Образы пространства в поэтическом мироздании Юрия Кузнецова

    27.09.2021
  • Филология как поэзия, поэзия как филология

    23.09.2020
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
  • Езжай, мой сын, езжай отсель,..

    57 голосов
  • Бодрость неправды

    50 голосов
  • Сергей Филатов:«Все конфликты – от незнания культуры других народов»

    45 голосов
  • Сражался и победил

    44 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS