Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 мая 2020 г.
  4. № 21 (6738) (27.05.2020)
Искусство Культура

Будто не уходил

Авторский театр Виталия Вульфа

27 мая 2020

Сколько уже его нет с нами? Оказывается, десятый год! А ощущение присутствия сохраняется. Особенно сейчас, когда телеканал «Россия – Культура» запустил повтор программ к 90-летию со дня рождения В.Я. Вульфа. И он опять вошёл в наши дома, будто не уходил.

Мы вспоминаем его звонки, выступления, громкие схватки с недругами… А в более общем смысле – интонацию. По ней узнавался его авторский театр – вроде бы театр одного актёра. Но сколько голосов он вбирал в себя. Сколько лиц мелькало в рассказах. Какие сюжеты жизни захватывали его, а потом и нас. Никто никого не принуждал обязательно соглашаться с ним во всём и всегда. Но его взгляд на события был важен. Он транслировал его на миллионы, и с этим уже приходилось считаться и его оппонентам, и его поклонникам, и людям вроде бы далёким от предмета его забот – большого мира искусства театра, кино, музыки и балета.

Конечно, балета! О нашей в огромной степени специфичной жизни он знал больше, чем кажется. Он вообще часто обманывал ожидания о самом себе. Ведь его огромная, всепоглощающая популярность связана с последним периодом жизни. Он возник как фигура, возбуждающая всеобщий интерес, довольно поздно, когда ему было за шестьдесят. В этом возрасте сворачивают потихоньку публичную деятельность, во всяком случае не рассчитывают на популярность у миллионов. Но в том и феномен Виталия: первую половину жизни он как бы накапливал всё, что будет выдавать из себя в зрелом возрасте. И он выдавал такие подробности, какие уже и в самом театрально-балетном цехе мало кто помнил. С удивлением я узнавал от него, например, подробности жизни Елизаветы Павловны Гердт, с которой я был лично знаком, мы просто работали вместе, в частности, над моей первой «Спящей красавицей» в 1963 г. Он дружил, кажется, со всеми поколениями артистов Большого – от звёзд прошлого до дебютантов.

Интерес к людям искусства не носил праздного характера. Это только кажется, что он элегантно жонглировал собственными воспоминаниями о популярных именах и событиях. Нет, за виртуозностью памяти стояло сопереживание, участие, иногда реальная борьба с обстоятельствами. И ещё это было некое накопление важных исторических (как потом оказывалось) сведений – о любимых МХАТе и «Современнике», о Большом театре, об американском театре и драматургии.

«Откуда он всё это знает?!» – восклицали недоброжелатели. Как раз из времён молодости, которой мы не знали, но в которой он времени не терял. Собирал, записывал, обдумывал, вовсе не рассчитывая на поздний громкий успех телезвезды. Это к вопросу о достоверности его монологов.

Но я, собственно, не собираюсь сейчас быть его адвокатом и никого ни в чём не убеждаю. Мне дороги воспоминания о нём – как о человеке, в котором я находил понимание. В широком смысле. И понимание «текущего момента», который быстро проходит. И понимание высшее, в котором решаются куда более серьёзные вопросы – целей творчества, судеб искусства и людей искусства, жизненного выбора, любви, потерь, предательства, вынужденной жестокости… Этот уровень Виталий Вульф брал своими книгами, статьями, программами, поступками.

И ниже не опускался.

Юрий Григорович, хореограф Большого театра России

 

Тэги: Театр Юрий Григорович Виталий Вульф
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS