Судебный очерк нынче – жанр редкий. И не только из-за вала информации и нехватки времени на чтение больших текстов. Авторов, умеющих их писать, практически нет. Да, собственно говоря, они и раньше были редкостью. Ведь судебный очерк – это не просто информация или изложение истории преступного деяния, это смесь художественного текста с публицистическим анализом причин произошедшего, социальной значимости факта и высокой степенью обобщения жизненного материала.
Такие очерки блестяще писал пришедший в 1980 году в «Литературную газету» Игорь Николаевич Гамаюнов. Редакция была для него не местом работы, а жизненным пространством, без которого он себя не мыслил. В среду он начинал день с чтения вышедшего номера. Если ему нравился материал коллеги, он хвалил так, что вырастали крылья, но если кто-то схалтурил хотя бы в мелочи, пощады от Гамаюнова не жди. Фразу «вы не понимаете, в какой газете работаете», он произносил так, что хотелось провалиться сквозь землю. Стилистической неряшливости заведующий отделом права, а потом шеф-редактор отдела «Общество» не прощал. И искренне не понимал, как можно в выходной день полностью выключаться из редакционной жизни, не продумывать свой следующий материал и не писать хотя бы «в стол».
«Литературке» выпускник факультета журналистики МГУ Игорь Николаевич Гамаюнов отдал почти сорок лет жизни. Он работал с такими мэтрами как Александр Борин, Ольга Чайковская, Евгений Богат, Аркадий Ваксберг, Юрий Щекочихин. Тиражи «ЛГ» тогда перевалили за 6 миллионов. Он остался верен газете и после перестройки, когда и тиражи упали, и зарплату задерживали, и трудиться приходилось за троих. Вернее, за десятерых. В отделе, в котором в лучшие «литгазетовские» годы работали тридцать человек, осталось сначала трое сотрудников, а потом двое.
21 мая Игорю Николаевичу исполнилось 80 лет. Поздравляем нашего коллегу, писателя и журналиста, лауреата литературной премии имени Антона Дельвига Игоря Николаевича Гамаюнова с юбилеем и желаем ему сил, светлой радости, здоровья и долгих лет жизни.
Литгазетовцы