Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 мая 2022 г.
  4. № 21 (6835) (25.05.2022)
Литература Библиосфера

На спине у кита

25 мая 2022


Война и мир в отдельно взятой школе: роман-буриме. 

– М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2021.

 – 381 с. – 3500 экз. – (Проза нашего времени).


 

Замоскворецкий район купеческой застройки готовится под безжалостный снос для возведения ультрасовременного торгово-развлекательного комплекса «ХХII век». На защиту его встают мужественные пятнадцатилетние ученики школы имени Бернарда Шоу с углублённым изучением английского языка. Все они тоже живут на окрестных улочках, принадлежат к касте золотой молодёжи, и их дома должны пойти в расход. Их протесты не желают слышать ответственные чиновники. В своей героической борьбе они вовлекаются в хитросплетение исторических, культурологических, конспирологических, гидрологических (в основании окрестного храма и водокачки обнаруживается то ли подземная река, то ли святой источник) и иных обстоятельств.

Таков сюжетный фон книги, написанной двадцатью четырьмя авторами, не считая Павла Басинского (предисловие) и авторов идеи – Анастасии Скорондаевой и Анны Хрусталёвой.

Среди тех, кто составил эту «игру, эксперимент, литературное хулиганство», есть известные писатели: Дмитрий Быков, Денис Драгунский, Сергей Лукьяненко, но в основном это молодые литераторы, не снискавшие пока громкой популярности.

Основой литературного построения избирается самый классический роман русской литературы – «Война и мир» Толстого. Казалось бы, для юных англоманов из гимназии им. Б. Шоу логичнее было бы взять что-то из англо-американской прозы или драмы, но ни «Пигмалион», ни романы Марка Твена, ни «Унесённые ветром» не тянут на эту роль. Нет там такого количества узнаваемых для нашего читателя персонажей, с кем можно было бы соотнести молодых героев.

А вот в эпопее у Льва Николаевича – пожалуйста! Любые типы как на подбор, даже особо расшифровывать не надо: Петя Безносов – Пьер Безухов, Абрикосовы – Курагины, Наташа и Соня Батайцевы (Батайск – город в Ростовской области) – сёстры Ростовы, Федя Дорохов – Долохов, Аня Шергина – Анна Павловна Шерер… Некоторые персонажи, импортированные из толстовского метатекста, выступают под своими именами: масон Осип Иванович Баздеев, Платон Каратаев.

Даже обстоятельства судеб дублируют известные коллизии, и вот увалень Петя Безносов становится наследником несметного состояния.

С точки зрения общей архитектоники книга, правда, приобретает черты рыхловатого нескомпонованного повествования: многие сюжетные линии расходятся, интриги запутываются, узелки не развязываются.

То же самое можно сказать о языке коллективного сочинения: он далеко не однороден, как бы ни старались авторы придерживаться гипотетического единства. Более того, после первой трети текста, имеющей тенденцию к реализму, в ход идут мистические перипетии, фантасмагории и эстетика абсурдизма. Впрочем, куда без этого в современной культуре!

Оставалась надежда, что в эпилоге Дм. Быкова будут расставлены необходимые акценты. Но сначала он лишь констатирует то, что уже было сказано: «…в романе вашем есть всё необходимое с точки зрения издательской конъюнктуры, а это не самый большой комплимент. В нём наличествуют и оккультные тайны Третьего рейха, равно как и Кремля, и путешествия в подсознание, и роковые олигархи, выражающие тайную волю мировой закулисы, и даже строго нормированный социальный протест», а потом углубляется в историю учебного заведения.

Важно заметить, что на страницах книги тщательно табуировано такое понятие, как постмодернизм. А оно здесь как раз ключевое. Затея вскормлена и возросла на дрожжах мировой культуры от античности до Булгакова и «Тимура и его команды» (Басинский). В «Коньке-Горбунке» П. Ершова есть образ огромного кита, на котором уместилась целая деревня вместе с храмом. Так и герои романа-буриме уютно расположились на спине толстовского романа и с комфортом совершают плавание в мире окружающей действительности и собственных фантомов.

 

Тэги: Сергей Казначеев
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Комплекс Грушницкого

    03.08.2022
  • Право слова

    20.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Опасная футурология

    08.06.2022
  • Мой деревянный район

    01.06.2022
  • Чёткий

    91 голосов
  • Два Третьякова

    54 голосов
  • Право слова

    39 голосов
  • Человек-зигзаг

    37 голосов
  • Территория Прокопенко

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS