Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 июня 2020 г.
  4. № 22 (6739) (03.06.2020)
Литература Проза

Тринадцать месяцев

Отрывок из романа

03 июня 2020

Борис Пономарёв,

Калининград

 

 

Саша шагнул в дверной проём колокольни. В толще сохранившейся стены наверх уходила лестница, узкая, с полустёртыми за столетия ступенями и низким потолком. Она вела на отсутствующий второй этаж башни, обрываясь в пустоту. Прикасаясь рукой к шестисотлетним кирпичам, раскалённым июньским солнцем, Саша высунулся из верхнего дверного проёма. Сбоку, на стене виднелись остатки разрушенного крестового свода.

Швы кладки казались ослепительно белыми, обжигая глаза, но день уже уступал место вечеру. Светило достаточно склонилось к горизонту: исчезла полуденная выбеленность красок. Саша, повинуясь внезапному порыву, снова прикоснулся к красным кирпичам. Когда-то безумно давно, шесть веков назад, их уложил в стену безымянный мастер. Когда-то по этой лестнице поднимался католический монах, сжимая одной рукой факел, а другой – прикасаясь к этим же шероховатым кирпичам. Когда-то здесь проходил лютеранский пастор, освещая себе путь восковой свечой, и его тень падала на эту стену. Сейчас же здесь выжженная июньским солнцем Страна Аистов, и сама кирха в ней – всего лишь тень прошлого, каким-то чудом сохранившаяся среди круговерчения веков.

Отойдя метров на двадцать от кирхи, Саша разложил лёгкий алюминиевый штатив. Достав фотоаппарат, он осторожными движениями накрутил инфракрасный фильтр на объектив. Вот так, теперь можно сделать пробный кадр…

Саша обдумывал эту фотовыставку уже довольно давно. В прошлом сентябре, который выдался удивительно тёплым, ему удалось пару раз выехать в область и сфотографировать кирхи. Тут ему и пришла в голову идея, наполняющая жизнь хоть каким-то смыслом. На первой выставке были снимки ушедших в прошлое аллей; на второй – двери, ведущие в исчезнувший город. Третья будет посвящена кирхам Калининградской области, снятым через инфракрасный светофильтр.

Если он просто сфотографирует кирхи, то эти кадры, показывающие мастерство немецких зодчих, прекрасно подойдут для путеводителя или набора открыток, но не больше. Должно быть что-то ещё, показывающее не только талант архитектора, но искусство фотографа. К идее использовать инфракрасный светофильтр Саша пришёл почти случайно. Интересно снимать то, что видит человеческий глаз, но ещё интереснее фотографировать то, что недоступно человеческому зрению. У инфракрасного излучения нет цвета в общепринятом понимании, как нет его у флюорографического снимка или рентгенограммы. Всё получится другим. Синее небо окажется по-ночному чёрным. Листва деревьев и трава станут снежно-белыми. Таким же белым, почти светящимся, станет красный кирпич немецкой кладки. Чёрный с красным отсветом светофильтр будет пропуском в мир фотографического сюрреализма, где странные призрачные кирхи несуществующего мира возвышаются в яркой лунной ночи, и над ними проносятся ставшие грозовыми облака. После первых фотопроб Саше в своих снимках почудилось нечто потустороннее, в лучших традициях эстетики Говарда Лавкрафта – словно он открывает для себя ящик Пандоры, видя то, что не дозволено увидеть человеку…

Теперь оставалось только выбраться в область и сделать нужные кадры. Будь у Саши автомобиль, и не будь у него необходимости делать в месяц двадцать репортажей для «Альтштадта», он вполне мог бы наснимать на целый фотоальбом. Увы, приходилось ограничиться лишь выставкой. Он подготовит двенадцать кадров, по числу месяцев и апостолов (ну и ещё Саша живёт в квартире номер двенадцать: это не случайно). Это тоже немало. В двенадцати кадрах можно передать целый мир – и, возможно, благодаря Саше труд безымянного каменщика не пропадёт зря…

Саша присел на корточки, стараясь не задеть локтём растущий рядом осот. Штатив не хотел стоять ровно, и одну из его ног пришлось дополнительно выдвинуть. Отсюда, снизу, кирха приобретала монументальность стен, но остатки колокольни слишком удалялись в небо и истончались. А ещё надо бы перейти чуть подальше и в сторону, чтобы было видно часы… Но тогда скроется этот угол башни, и она будет выглядеть, как одиноко торчащая стена…

…Снимай, Саша, снимай, сказал он себе. Когда-то давно немецкие каменщики укладывали эти кирпичи, и их труд пережил века. Уже нет ни резного алтаря, ни органа, обрушилась штукатурка с фреской, и навсегда остановились часы, но пока ещё стоят древние стены. А когда обрушатся и они – только фотографии расскажут людям, что когда-то, с древних времён, здесь была кирха, и только благодаря этим снимкам кто-то увидит часы с отогнутой стрелкой, что указывают одновременно на белую землю и чёрное небо…

 


Тэги: Лицей
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Выбор жюри, или Совершенное число

    07.06.2022
  • Лицей-2022: проза (часть вторая)

    28.05.2022
  • Лицей-2022: проза (часть первая)

    27.05.2022
  • Лицей-2022: поэзия

    25.05.2022
  • Молодые авторы задаются вопросами о своем месте в мире

    18.05.2022
  • Вода тебя простит

    42 голосов
  • Страсти по Пушкину

    34 голосов
  • Перерастёт и прорастёт

    27 голосов
  • Я никогда не

    18 голосов
  • След стрижиного ножа

    17 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS