Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июня 2022 г.
  4. № 22 (6836) (01.06.2022)
Искусство Культура

Фея Сирени «Русского балета»

Аплодисменты Ольге Коханчук

01 июня 2022
Незабываемая Жизель

Не каждому музыканту удаётся стать дирижёром, способным управлять оркестром, так же как не каждому солисту, даже с мировым именем, – научить других своему волшебному мастерству. Но есть счастливые исключения.

– Когда я задумываюсь о том, сколько лет нас связывает с Ольгой Васильевной, понимаю, что, по сути, за нашими плечами не только многолетняя совместная творческая работа, но и целая жизнь, – делится мыслью создатель и бессменный руководитель «Русского балета» народный артист СССР Вячеслав Гордеев. Жизнь, наполненная общими целями, задачами, поисками путей их решения. Неожиданная встреча с ней в 1984 году стала настоящим подарком судьбы.

А случилась эта их встреча в Сыктывкаре, где Ольга Коханчук, сменив амплуа ведущей солистки, возглавила балетную труппу местного музыкального театра. На её опыт руководителя выпускнику ГИТИСа Гордееву порекомендовала обратить пристальное внимание звезда Большого театра Марина Семёнова. Добавив, что именно в Сыктывкарском театре она поможет ему успешно завершить его дипломную работу – балет «Память», посвящённый 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Как нынче вспоминает Вячеслав Михайлович, столь активной, творчески увлечённой личности ему, создавшему в столице уже свой собственный коллектив, просто искать не надо было. «Ольга Васильевна согласилась принять моё приглашение и переехать с семьёй в Москву». Так началась их многолетняя творческая дружба, выдержавшая испытания временем.

«Можно много говорить об этом удивительном человеке, – продолжает Вячеслав Михайлович. – О её высоком профессионализме, преданности искусству классического балета, педагогическом таланте, неиссякаемой энергии, о неослабевающем интересе ко всему, что связано с искусством хореографии в России и мире. Не менее важны и дипломатические способности Ольги Васильевны, умеющей найти подход к своим ученикам даже с самым непростым характером. Ольга Васильевна не разделяет работу и жизнь, её по-настоящему волнует всё связанное с театром. Богатейший жизненный и сценический опыт позволяет давать самые необходимые советы тем, кто ещё только формируется, осваивает высоты нашей сложной, но такой любимой народом профессии. Ольга Васильевна в прямом смысле слова – правая рука руководства театра. Для неё нет мелочей: будь то небрежность, допущенная при изготовлении или подвеске декораций, или неправильно выставленный свет. Она и в балетном классе, и на сцене, и за световым пультом… Везде поспевает, и всё ей удаётся. Поэтому её пример – наилучший воспитательный образец для новых и новых поколений артистов, называющих Ольгу Васильевну своей балетной мамой».

…Родилась Оля в 1942 году в шахтёрской Константиновке на Донетчине. Отца не помнит – с фронта он не вернулся. А семью эвакуировали на север, в Сыктывкар. Там маленькую Олю отдали в музыкальную школу осваивать фортепиано и скрипку. Но победила врождённая страсть к танцу: не дождавшись «добра» старших, она целыми днями стала пропадать во Дворце пионеров, где её просто завораживали уроки руководителя хореографической студии бывшей балерины Натальи Альбертовны Генчель. Самым удивительным результатом их встречи стало то, что четвероклассница сама сумела организовать в школе танцевальный кружок, где поставленные ею номера становились гвоздём программы всех праздничных вечеров. В качестве поощрения за общественную активность её отправили во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Там тоже был танцевальный кружок, где, по достоинству оценив незаурядные способности девочки из Сыктывкара, его руководитель балерина Большого театра Ирина Добель поставила Оле номер на музыку песни Анатолия Новикова «Смуглянка». Номер имел успех на всех лагерных мероприятиях. Прощаясь, наставница обронила фразу, ставшую для будущей балерины судьбоносной: «Тебе надо серьёзно учиться».

Вернувшись в родной город, Оля уже ни о чём другом и не помышляла, и потому, хоть её письмо в Пермское хореографическое училище и запоздало – там уже шёл третий тур, – её всё же приняли. Опытнейшие учителя старой русской хореографической школы Мариинки (в то время Театра им. С.М. Кирова), задержавшиеся после эвакуации здесь, дружно отметили: хоть и маленькая, но очень «танцевальная». А «танцевальной», чтобы компенсировать траты за снятое жильё, помогли устроиться преподавателем ритмики и классики в общеобразовательную школу. С этого времени и начался тогда для двенадцатилетней девчушки педагогический опыт будущей помощницы Гордеева. Потом, после окончания училища, она стала солисткой балета только что открывшегося в Сыктывкаре Музыкального театра и сразу окунулась в сложную и интересную работу: создание первого национального балета «Яг-Морт» («Лесной человек»). Вместе с композитором Яковом Перепелицей и балетмейстером Григорием Ваховским они за два месяца создали спектакль, который до сих пор живёт.

В своём родном театре Ольга встретила и свою любовь. С Игорем Кочетковым, солистом балета, народным артистом Коми АССР, они прожили полвека и за два десятилетия сценической работы станцевали весь классический репертуар: «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Эсмеральда», «Бахчисарайский фонтан», «Корсар», «Гаянэ», «Тропою грома», «Большой вальс». С первых дней работы здесь Ольга Васильевна совмещала собственное исполнительство с ведением балетных классов. В 1974 году по её инициативе в театре открылась хореографическая школа, ставшая важным подспорьем подготовки кадров для балетной труппы. Завершив сценическую карьеру, Ольга Васильевна окунулась с головой в педагогическую деятельность и поступила на заочное отделение Московского института культуры. Окончила его с дипломом режиссёра театрализованных массовых представлений.

За годы работы в «Русском балете» Ольга Васильевна подготовила огромное количество учеников. Вывела на сцену балерин и танцовщиков в сложнейших партиях классического репертуара и современных постановках. Многие благодаря её кропотливой работе удостоены званий лауреатов международных конкурсов, получили государственные награды и знаки отличия.

IMG-20200517-WA0013.jpg

Своё 80-летие эта миниатюрная женщина, заслуженная артистка РСФСР, кавалер ордена «Знак Почёта», обладатель профессиональной премии «Рыцарь балета», встречает с прежней творческой увлечённостью. Без устали репетирует с солистами и кордебалетом, не устаёт давать мастер-классы… А ещё, досконально изучив все тонкости балетного репертуара, руководит развеской декораций, ведёт спектакли в Москве и на гастролях, а порой её можно увидеть и за световым пультом.

Завершить рассказ об этом удивительном мастере отечественной хореографии и просто скромном человеке хочется словами педагога и балетмейстера-постановщика, в своё время работавшего вместе с Коханчук в «Русском балете», затем худрука балетной труппы Большого театра, а ныне главного балетмейстера Самарского театра оперы и балета Юрия Бурлаки: «Я рад в честь её славного юбилея сказать то сокровенное, что хранила долгие годы моя душа, но как-то признаться напрямую не получилось. Вы удивительный, тонкий, душевный человек и высокий профессионал! Вы – настоящая душа «Русского балета», настоящая Фея Сирени этого театра, которая продолжает одухотворять новые поколения танцовщиков».

Ирина Котенко

 С В.Гордеевым на репетиции в ЗИЛе 001.jpg

С В. Гордеевым на репетиции

Тэги: Мастер
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ко дню рождения мастера

    15.05.2022
  • Жил сразу на чистовик

    23.03.2022
  • Прощайте, мастер!

    23.02.2022
  • Пророк… в чужом отечестве

    10.11.2021
  • Коренной и корневой

    26.10.2021
  • Стена Франгуляна

    103 голосов
  • Человек в Брюсовом

    50 голосов
  • Искренний и страстный

    39 голосов
  • Пророк… в чужом отечестве

    35 голосов
  • «К людям надо относиться помягче»

    27 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS