Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 июня 2023 г.
Искусство Культура Юбилей

Рубенс нашей музыки

120 лет назад родился великий Арам Хачатурян

10 июня 2023
А.И. Хачатурян – Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий, Государственых премии СССР и Армянской ССР Фото: Валентин Черединцев / ИТАР-ТАСС

После знакомства финской публики весной 1955 года с сюитой из балета «Гаянэ» в газетах напишут: в её музыке «есть что-то восхитительно непосредственное и вместе с тем изысканно красочное в плане оркестра. Композитор дирижировал длинной программой внешне спокойно, но охваченный пылом внутреннего горения… Концерт стал выдающимся событием нашей музыкальной жизни. Публика приветствовала Хачатуряна долгой овацией, к которой присоединились фанфары».

Когда же в 1960 году в Париже прозвучит Вторая симфония Арама Ильича, «Юманите» напишет: «Две тысячи человек оказали Хачатуряну умопомрачительный приём… Это сочинение несёт в себе черты эпохи. Оно выражает героизм народа и трагическое в его титанической борьбе».

Да, Араму Хачатуряну, 120-летие которого отмечается 6 июня, рукоплескал весь мир. И где бы он ни бывал, его встречали с распростёртыми объятиями. Западные музыканты-профессионалы и простые слушатели испытывали к советскому композитору искренние симпатии и готовы были сопровождать его всюду. Он был им интересен во всех отношениях, так как представлял Советский Союз, где, оказывается, творили такие выдающиеся художники, как Хачатурян, музыка которого их завораживала, вдохновляла и рисовала перед ними широчайшие картины из мира человеческих взаимоотношений, постижение которых интересовало великого композитора на протяжении всей его полувековой многогранной творческой деятельности.

Кстати, во время той поездки в Финляндию Хачатурян очень тепло и сердечно будет принят выдающимся финским композитором девяностолетним Яном Сибелиусом, произведшим на Арама Ильича неизгладимое впечатление. Это ли не убедительное свидетельство того, сколь значим был авторитет советского композитора в музыкальном мире, никогда не знавшем границ?

А как восторженно осенью того же 1955 года принимали концерты Хачатуряна в Лондоне и Манчестере, где солистами в его программах выступали пианисты с мировыми именами – Давид Ойстрах и англичанка Мура Лимпани, боготворившая Арама Ильича и давно включившая в свой репертуар его Фортепианный концерт.

Концерты ведущего советского композитора за рубежом действительно пользовались ошеломляющим успехом, а тех, кому удавалось их посетить, справедливо считали счастливцами. Шутка ли: видеть и слышать самого Хачатуряна – армянского гения из Советской России, музыка которого очаровывала и погружала в дивный и прекрасный мир, где переплетались традиции Запада и Востока и где звучали необыкновенные мотивы, рождённые в горах красавицы Армении с её неповторимым колоритом, темпераментом и особым душевным настроем.

Его творчество убедительно подтверждает: национальное в искусстве – категория не абсолютная, незыблемая, а исторически развивающаяся. И огромная заслуга композитора в том, что он мастерски, с огромной впечатляющей силой сумел отобразить национальные музыкальные образы пробудившегося, возрождённого, свободного Востока, показанного в его творениях необычайно реалистично и завораживающе, со всей присущей восточным регионам броскостью, красочностью и в то же время сдержанностью в проявлении чувств и настроений. Чуждый проявлениям национальной ограниченности, он понимал национальное в самом широком контексте, в тесной связи с историей и культурой других народов. И в этом проявлялись не только его любознательность и широкая эрудиция, но и, что куда важнее, присущее Хачатуряну чувство интернационализма, о чём писал и он сам, и многие другие.

«Почти полвека я живу в России, – говорил Арам Ильич, – люблю её, считаю своей второй родиной. Как все советские люди, я – интернационалист. И горжусь этим».

По словам Тихона Хренникова, «Хачатурян с первых шагов своего творческого пути развивался как художник-интернационалист». Автором поистине интернациональным называл его выдающийся азербайджанский композитор Кара Караев. И с этими оценками крупнейших советских композиторов нельзя не согласиться, ведь творчество Хачатуряна действительно следует воспринимать как ярчайший пример взаимообогащения музыкальных культур многих народов Советского Союза. Что и говорить, если Хачатурян обращался к темам, сюжетам, музыкальному фольклору не только кровно родной Армении, но и Азербайджана, Грузии, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Украины и, конечно же, России. Так, собственно, он и решал творческую проблему сближения музыки Востока и Запада, объединяя их культурные коды, ценности и устоявшиеся у народов мировоззренческие представления.

С молодых лет Хачатурян привык настойчиво добиваться поставленных целей. А их определение вращалось, естественно, вокруг тех интересов, которые его обуревали. Впрочем, когда он осенью 1921 года приехал из родного Тбилиси, где прошло детство и юность, в Москву, исполненный неутолимой жажды знаний и честолюбивых, но неясных мечтаний, то конкретных планов на будущее у него ещё не было. Как не имелось и чёткого представления о том, кем ему предстояло быть. И возможно, что отнюдь не музыкантом. Представления его о музыкальном искусстве были тогда ограничены лишь услышанными в детстве народными песнями и танцами, отрывками из популярных пьес. Умел он, правда, играть по слуху на рояле, не овладев при сём нотной грамотой. А о симфонической музыке и истории музыкального искусства восемнадцатилетний Хачатурян так и вовсе ничего не слышал.

Хачатуряну повезёт, он станет учеником Музыкального техникума имени Гнесиных, а в 1925 году переведётся в только что открытый в техникуме класс композиции, учёбу в котором сопроводит написанием ряда инструментальных пьес, среди которых были «Танец» для скрипки с фортепиано, фортепианная «Поэма», «Песня-поэма» для скрипки с фортепиано.

Эти ранние пьесы были, конечно, несовершенны. Но в них уже явственно обнаруживались характерные черты стиля будущего композитора: непринуждённое, насыщенное живым ощущением народного искусства развитие мысли, импровизационная свобода высказывания, поэтическое обаяние, свежая гармоническая палитра, тяготение к ярким и густым краскам, острота ритмики.

Окончив весной 1929 года Музыкальный техникум имени Гнесиных, Хачатурян успешно поступает на композиторский факультет Московской консерватории в класс Н. Мясковского.

Хачатурян создаст ряд полновесных, заметных и по-своему оригинальных произведений, среди которых выделим такие, как трёхчастное Трио для фортепиано, скрипки и кларнета, виртуозная «Трактата» для фортепиано, «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра, Первая симфония, написанная в качестве дипломной работы...

Эта симфония, законченная в 1934 году, подтвердит бесспорное мастерство композитора, широко, самостоятельно мыслившего и творившего без оглядки на кого-либо, а исключительно индивидуально, находя вдохновение в армянском национальном искусстве, его восточном своеобразии, поэтичности, красочности и сочности звучания.

Оставшись по предложению Н. Мясковского в аспирантуре при кафедре своего учителя, он сочиняет своё очередное крупное произведение – Фортепианный концерт, впервые исполненный в Малом зале Московской консерватории. Задуманный как своеобразная симфония для солирующего фортепиано и оркестра, концерт являлся в действительности подлинно новаторским произведением, следовавшим реалистической традиции и наполненным свободной импровизационностью.

Во второй половине тридцатых годов Хачатурян напишет музыку к кинофильмам «Пепо», «Занзегур», «Сад», «Салават Юлаев», а также «Поэму о Сталине» для оркестра и смешанного хора.

16 ноября 1940 года в Москве, в дни Декады советской музыки, состоится первое исполнение недавно написанного композитором Концерта для скрипки с оркестром, первым исполнителем которого стал выдающийся скрипач Д. Ойстрах. Слушатели и музыканты-профессионалы с восторгом встретят это талантливое, жизнерадостное и ярко виртуозное произведение, отмеченное в 1941 году Сталинской премией второй степени. А через пару лет оно войдёт в обязательную часть концертных программ многих крупнейших скрипачей СССР и зарубежных стран.

Осенью 1941 года Хачатурян приступит к работе над партитурой балета «Гаянэ» на либретто К. Державина. 3 декабря 1942 года в Перми Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова представит этот балет зрителям. Успех его превзойдёт все ожидания, и весной следующего года композитору присудят Сталинскую премию первой степени.

Не меньший успех будет сопутствовать и балету Хачатуряна «Спартак» (либретто Н. Волкова), премьера которого состоится в Ленинградском театре имени С.М. Кирова 27 декабря 1956 года.

О каких бы произведениях Хачатуряна мы сегодня ни вели речь, будь то его Вторая симфония, сюита из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», «Торжественная поэма», Концерт для виолончели с оркестром или музыка к фильмам «Русский вопрос», «У них есть родина», «Сталинградская битва», «Секретная миссия», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», – нам, по большому счёту, не хватит ни времени, ни газетных полос, чтобы даже обзорно и бегло рассмотреть эти творения, а также и все другие, сочинённые великим композитором, которому рукоплескали во всём мире, признавая гениальность этого самобытного автора, прославившего как свой армянский народ, так и всё музыкальное советское искусство, признававшееся и ценившееся в большинстве зарубежных стран.

Тэги: Дата Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Руслан Семяшкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Самостийная инженю

    30.04.2025
  • «…Я живу ещё для искренних друзей…»

    26.04.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Покушение на ГОЭЛРО

    67 голосов
  • «Я вынес пути и печали»

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS