Причуды финского образования
После разрушения СССР в России наступило время обезьян. Обезьянничали, пытаясь копировать западные модели, во всём: в экономике, в политике, на эстраде, в театре… И в школьном образовании. Получаются, как правило, карикатуры, которые их авторы гордо именуют реформами, новациями и прочими приятными прогрессивными словами. Меж тем школа должна, во-первых, соответствовать национальному менталитету, а во-вторых, работать на ясно сформулированный результат: кого и для какого общества она готовит. К сожалению, чиновники от педагогики («Прощай, школьный звонок?», «ЛГ» № 18–19, 2016) чаще всего не понимают ни первого, ни второго.
Так случилось, что мне довелось близко познакомиться с моделью средней школы Финляндии, читая там лекции на курсах повышения квалификации. В 90-е годы в стране появилось много детей переселенцев из России, они пошли в финскую школу, известную своими высокими международными показателями, и… учиться зачастую переставали вовсе, а учителя не понимали, что с этим делать. Поэтому меня пригласили объяснить педагогам, что такое русская школа в сравнении с финской и подумать вместе, что можно предпринять, чтобы интегрировать в последнюю маленьких россиян. Советская школа на Западе считается авторитарной, «неправильной». А я после лекций вдруг услышала: хорошо бы нам, финнам, перенять кое-что из советской школы. Сказано это было в те времена, когда от советской школы почти ничего не осталось – в конце 1990-х. И в России во всю прыть пытались копировать «западную школу» (хотя такой общей модели просто не существует).
Финнов с раннего детства приучают к самостоятельности: они сами решают, что им делать, а что – нет, и несут за это ответственность. Если русские дети привыкли к опеке, к контролю, к требованию «ты должен», то финнам предлагается: «ты можешь». И если ребёнок не хочет воспользоваться имеющимися возможностями, ну и не надо: принуждать учиться запрещено. С ним может побеседовать «учитель будущего» – специалист по профориентации – и вынести свой вердикт: ученику рекомендована в будущем работа, не требующая того, чему он не желает сейчас учиться.
Чувство достоинства ученика остаётся в целости и сохранности, зато таким образом финны теряют многих потенциальных специалистов. Известно немало примеров, когда троечник к концу школы вдруг увлекался, положим, биологией, а потом становился блестящим учёным.
Учитель в Финляндии – не вершина иерархии, а фасилитатор – человек, облегчающий групповую коммуникацию, «помогающий ученикам самим познавать мир и учиться друг у друга». Ученик русской школы, приученный к достаточно большой дистанции между ним и учителем, попадая в такую ситуацию, легко воспринимает её как разрешение вести себя развязно и фамильярно. У финнов, воспитанных в условиях регламентации поведения, подобного не происходит: свобода свободой, но в известных границах; финны вообще люди инструкции.
Учитель не рассказывает материал – всё есть в учебнике. Однако любовь к предмету очень часто начинается с любви к учителю-предметнику, посему тут также видятся упущенные возможности и нереализованные жизненные сценарии. Преподаватель не вызывает к доске, а ходит по классу (в классе работает ещё и помощник учителя, это отдельная должность), оказывая поддержку при выполнении заданий, которые могут быть разными: у того, кто послабее, задание полегче, но, успешно выполнив его, он получит поощрение; у того, кто посильнее, оно труднее, и если он плохо с таким заданием справляется, то и отмечен будет низким баллом. Своеобразная реализация принципа «от каждого по способностям, каждому – по труду».
Русская школа была ориентирована на сильного ученика, финская – на слабого. За счёт этого первая давала в будущем большое количество интеллектуалов, интеллигенции, при этом отстающие действительно испытывали чувство унижения и потому нередко школу ненавидели. У финнов учёных и вообще интеллектуалов немного, зато дети спокойны, в школу ходят с удовольствием и им не снятся кошмары о том, как они заваливают экзамен.
В финской школе нет «сильных» и «слабых» классов; инвалиды, которым позволяет здоровье, учатся также вместе со всеми. Всё, что нужно для обучения, выдаётся бесплатно, все школы финансируются одинаково и одинаково оборудованы техническими средствами. Система оценок десятибалльная, но балльные оценки ставят, начиная с седьмого класса (основная обязательная школа состоит из девяти классов; для исправления своих результатов желающим предоставляется возможность ходить ещё в 10-й класс). Для учеников 1–6-х классов по итогам года ставятся словесные оценки. Так, в 1–2-х классах приняты отметки «вам нужно больше практики», «знания умеренные», «знания очень хорошие» и «знания отличные».
Педагоги говорят: «Мы учим для жизни, а не для экзаменов». Поэтому акцент делается на эмпирических сведениях, которые будут полезны каждому в повседневной жизни. В целом финская программа обучения в сравнении с российской существенно облегчена, и прежде всего за счёт изучения многих предметов «по вершкам». В результате дети оказываются прекрасно подготовленными к финской жизни, но у них, как правило, отсутствует панорамное мышление. Даже в университете на переводческом факультете мне пришлось долго доказывать, что национальный менталитет народов, с языков/на языки которых делается перевод, переводчики должны знать.
Существует школьная программа, но она имеет рекомендательный характер. Многое зависит от выбора учителя. Многое также зависит и от выбора учеников. Например, в финской школе нет предмета «Литература», есть «Чтение и письмо», в старших классах – «Родной язык и литература». Из 6–7 позиций 2–3 – обязательные к прочтению источники, остальные выбираются классом путём голосования; и дети часто выбирают, к примеру, дайджесты фильмов-боевиков, которые в текущий момент идут на экранах страны. Возможно, именно поэтому финское сознание, по свидетельству одного из тамошних профессоров, практически лишилось прежней богатой образности.
С первого по девятый классы обязательным предметом является «Религия» (если в классе не менее трёх учеников принадлежат к лютеранству, православию или исламу, в отдельных группах изучаются эти вероисповедания, причём не как Закон Божий, а в религиоведческом аспекте) или «Мировоззрение» (для атеистов). Сейчас обсуждается вопрос замены этих предметов общим для всех предметом о религиях, мировоззрении и морали.
Родительские собрания бывают редко, и там обсуждаются общие текущие проблемы. Об отдельных учениках на таких собраниях не говорят никогда. Чаще родители и учителя общаются виртуально – через компьютерную сеть. Там можно ознакомиться с расписанием уроков, сроками контрольных, отметками ученика в баллах (для старших классов) и пр. При этом ученика никогда не ругают: считается, что все дети замечательные, просто каждый – со своими особенностями.
Строго говоря, при всей детально разработанной системе «ухода за учеником» (так и называется та помощь в обучении, в которой участвуют несколько специалистов разного профиля), финскую школу можно закончить и не учась. В результате неучи выбрасываются в ряды потенциальных безработных, и это очень дорого обходится государству, не говоря уж о размывании традиционной финской добродетели высшего порядка – трудолюбия.
Советская школа готовила к карьере передовых учёных, финская стремится воспитывать счастливых людей. Сегодня нам есть что позаимствовать у финской модели либеральной школы – с учётом нашей ментальности, потребностей российского общества и избегая радикальных недостатков этой модели. Именно так, а не совмещая школьный вальс с брейк-дансом, отчего исчезает как вальс, так и брейк-данс. И не по Гоголю: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча…»
----------------------------------
Пора концептуальных дискуссий на тему что у кого взять в педагогике и образовании давно прошла. Остаётся на переломных этапах только почитывать и публиковать классиков даже если только из предреволюционной поры: Зеньковского, Каптерева, Пирогова, Острогорского, ... - опыт и знания которых, после неизбежной революционной зоны турбуленции, был положен в основу советской общеобразовательной системы.
Власть наплевала на мнение просвещённого большинства и взяла от Запада то, что ей, периферийной-капиталистической (постмодернистской), было нужно - ГЭ с разными префиксами - О, И, Е.
Что делать? - вот в чём вопрос. Есть же материалы посвежее на тему образования, чем финляндский опыт Яковлевой. Так, например, 8 июня 2016 года в Севастополе обсудили пути возрождения классического отечественного образования http://eot.su/node/21824
Были ли там засланцы от ЛГ?
2. Если "русская школа была ориентирована на сильного ученика", то этому есть причина: Россия - страна огромная и холодная, поэтому выжить в ней и обогатить государство может только человек, сильный интеллектуально, духовно и физически. Желают финны ориентироваться на слабого ученика - это их проблемы. Если нельзя построить систему обучения, в которой стимулы к учебе будут иметь и сильные, и слабые дети, то пусть хотя бы сильные разовьют свои способности. Став взрослыми они смогут создать такую экономику, в которой и слабые будут накормлены. Если наооборот - общество погибает.
3. А джентльменами детей сделает не школа - а окружающая жизнь: родители, начальник, телевизор, интернет. Вчера проходил мимо группы школьников 10-12 лет, которые весело переговаривались на матерном языке. О курящих девчушках уже устали писать и говорить, как и того "шика", с которым юные и младые водители иномарок выбрасывают по ходу движения из окна бутылки и пачки сигарет. Полагю, что не в школе иъ этому научили.
4. Бесспорно, школьные программы необходимо постоянно совершенствовать не забывая о главном: определение способностей и предпочтений школьников с целью их профессиональной ориентации. При этом в стране должно быть достаточное наличие специальных учебных заведений для особо одаренных детей и уникальных видов деятельности. Целесообразно также индивидуальное или ускоренное получение образования любого уровня при наличии постоянно действующих комиссий по оценке знаний. Возможно и дополнение учебных программ предметами по желанию учащихся с возмещением дополнительных расходов родителями. Обязательным должно стать изучение во всех учебных заведениях основных требований этики и эстетики, правил бытового, речевого и служебного этикета. А также истории науки и искусства, проблем охраны природы, основного тезисов конституции государства и гражданского права.
Очень полезным будет обязательное и оцениваемое посещение учащимися и студентами рекомендуемых концертов, выставок, киносеансов, спектаклей в населенных пунктах, где такие мероприятия проводятся плюс изучение истории мест проживания учащихся и студентов (области, города, села и т.д.). Аксиомой должно стать наличие в каждом населенном пункте краеведческого музея или аналогичного ему учреждения, их обязательное посещение каждым учащимся и студентом с экзаменом по результатам посещений. И вне "конкуренции" - обязательное ведение родословных книг в каждой семье.
Прокофьев: "Если "русская школа была ориентирована на сильного ученика", то этому есть причина: ..."
Странно, учился, вроде бы, в самой заурядной русской школе: в классе было только три еврея: Ирочка Ингбер, Мензул (имя не помню) и Боря Шпиталлер.
Мензул - двоечник, Ира - троишница, Шпиталлер - хорошист. Школа была московская, но восьмилетка и с удобствами во дворе. Кстати, и общедоступная - в классе был мальчик Лялин, заторможенный (дебил по-современному). Никто его не обижал: ни ученики, ни учителя. Никакой ориентации на сильного не было и в помине. Сильных приставляли к слабым в течение года, а летом дополнительные занятия с теми, кого не удавалось вытащить на твёрдую тройку, занимались учителя. Занятия эти были обязательными, иначе не переводили в следующий класс.
Так что обобщение автора, мягко говоря, не представительно, и поэтому не надо придумывать никаких "если - то этому есть причина".
Слабый сильным богом дан для душевного развития.
Весьма спорное утверждение. Школа должна быть общеобразовательной, общедоступной, как и в благословенное сталинское советское время, когда народ был ближе всего к Богу, т.е. к правде, совести и любви. С создания в после хрущёвские времена специализированных физ-мат школ и классов и началась элитизация среднего образования, приведшая в конце-концов к перестройке. Что касается предпочтений школьников то они прекрасно проверялись и их индивидуальные таланты и способности, если имели место, то совершенствовались в многочисленных кружках в школах и секциях в школах, при стадионах, в Домах пионеров, Культуры, Станциях юных техников, и пр. организациях дополнительного образования.
О вреде ранней профессионализации школы писали ещё классики педагогики, такие, например, как Николай Иванович Пирогов.
1. Это смотря с чем сравнивать! Оказывается, она может захватывать пару мировых войн, пару-тройку технических революций и даже смену общественно-экономических формаций.
2. Увы, здесь всё определено природой, а она, к счастью, весьма консервативна. Раньше 17-18 получается определиться у единиц, для которых всегда существовали исключения из общих правил школьного обучения, а для десятков,сотен и тысяч разнообразные кружки и секции.
Да и к 17-18 годам чаще определяются родители с будущим своего ребёнка, исходя из своих возможностей, как материальных, так и протекционистских. Чтобы выбрать ветку, надо всё-таки сначала забраться в школе на древо познания добра и зла, которое сейчас в отличие от времён Адама и Евы ещё и всемирной паутиной опутано с пауками, поджидающими своих жертв - ;) а то обожрёшься запретных плодов, которые сейчас даже не на дереве растут, а под ногами валяются.
3. "Советские физматшколы, если не ошибаюсь, тоже немало поспособствовали прогрессу СССР "
Ошибаетесь. Прогрессу СССР поспособствовали церковно-приходские школы, рабфаки, закон о всеобщем полном, среднем образовании ... и наша восьмилетка+техникум+институт+вечерний МЕХМАТ+аспирантура ИАЭ тоже поспособствовали.
;) А физматшколы СССР "способствуют" США, Англии, Германии Израилю, ... затыканием профессиональных дыр, порождённых Болонской системой образования. На Западе давно об этом пишут.
2. но сильный, положим, в математике, может быть слаб в истории - или наоборот
и чувство своей ущербности появляется в результате у всех, кто имеет неравные дарования
на самом деле вопрос выбора - что мы хотим: чтобы дети были приветливы, спокойны и счастливы - или чтобы из некоторых получались хорошие учёные, а остальные считали себя лузерами?
я не знаю, что лучше
для своих детей я бы выбрала первое
3. воспитывает и школа тоже - во всяком случае, должна это делать
4. согласна
вопрос, как составить программу, чтобы впихнуть туда все эти предметы
2. Математика несравнима по сложности с историей. Неравенство дарований формирут гены родителей и ученики это должны знать. А повод для ущербности у ребенка должен быть один - собственная лень и нежелание сначала определить свои способности, а потом их развить. Приветливость и спокойствие - не специальнось, а условие выживания - такое же необходимое, как пища.
3. Чтобы впихнуть все предлагаемою мною необходимо: а) начать школьное обучение с 5-6 лет, б) разрешить индивидуальное ускоренное обучение, сдавая экзамены по отдельным предметам по мере овладения материалом. Обучение в группах целесообразно только при условии, что группа равноценна по способностям и устремлениям Иначе группа (класс) часто превращается в стаю (зону), где появляются агрессивные туповатые вожаки и робкие, но способные, "аутсайдеры".
;) Ливанов тоже. Типичный продукт элитарного образования. Родился в Москве 15 февраля 1967 года в семье студента МАТИ Виктора Ливанова — впоследствии, с декабря 1995 года, генерального директора Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина. Супруга отца (не родная мать Дмитрия Ливанова) — Филиппова (Рогозина) Татьяна Олеговна, родилась 24 января 1953 года в городе Чкалов, доктор экономических наук, президент авиакомпании «Титан — Аэро», является сестрой заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина[2]. Сестра Дмитрия Ливанова — Дарья Викторовна, 1975 года рождения, окончила факультет журналистики МГУ[3].
"б) разрешить индивидуальное ускоренное обучение, сдавая экзамены по отдельным предметам по мере овладения материалом. Обучение в группах целесообразно только при условии, что группа равноценна по способностям и устремлениям"
Вас не переубедить в ваших глубоко ошибочных педагогических концепциях.
Здесь Вы, надеюсь, отличаетесь от многих прививающих такие вот зарубежные веточки на русскую берёзку познания добра и зла, тем, что они, эти заблуждения, вполне искренние.
1. тут я воздержусь от комментариев
2. там разный род сложности, уверяю вас
повода для чувства ущербности у ребёнка быть не должно вообще
счастливые дети - конечно, не специальность, но как нам нужны счастливые дети!..
3. в том и проблема, что при предлагаемом вами появляется сегрегация с соответствующими последствиями
кроме того, начинать надо с подготовки новых учителей
3. Предлагаемое мною лучше назвать реализуемой необходимостью, частью которой является подготовка новых кадров педагогов. Воспитание человека - труднейшая на земле работа, поэтому начинать надо с подготовки воспитателей.
Если речь о науках, а не о школьных предметах, то история - наука гораздо более сложная, как и всякая гуманитарная, чем математика.
Математика в школе это наиболее простой и ЕСТЕСТВЕННЫЙ (сейчас передовики производства "гениев" начинают Логику в 1-ом классе преподавать, что противоестественно и мало практично) способ развития логического мышления - основного инструментария любой науки - отрасли производства новых знаний о материи и духе.
Так что слабый в математике будет и слабым историком, вообще учёным гуманитарием, а не пропагандистом. И в то же время, сильный математик, физик, - как правило, никудышный Гуманитарий (Шефаревич, например, Виталий Гинзбург? ...)
Мы хотим, чтобы наши дети нашли свою дорогу в жизни и мужественно переносили её субъективные и объективные трудности, никому не завидовали чёрной завистью, не считали себя лузерами независимо от того идут ли они по своей жизненной дороге пешком, едут ли на Жигулях или Мерседесе. Хотим, чтобы они чувствовали себя счастливыми независимо от того, на каком богоугодном поприще они нашли применение своим способностям и силам и, пока есть они - эти силы - были беспокойны, и успокоились только тогда, когда придёт время упокоиться.
Мы хотим этого и хотели бы, чтобы и вы в любимой пока нами газете хотели того же.
;) И пошла она, эта ваша "свобода выбора" между Жигулёвским и Клинским (из одной бочки) куда подальше! Как сказал один весьма интеллигентный человек, которого достали совсем РАЗНЫЕ взгляды: "Засуньте себе в зад ваш европейский выбор!"
/Загорский Вячеслав Викторович. Формирование личности будущих ученых при подготовке кадров для российской науки : Автореферат: 13.00.08, 2004/
"Одним из сильнейших факторов деформации личности является чрезмерно раннее развитие интеллекта. Это явление можно считать результатом технократического мышления родителей и педагогов, реализующих в детях свои амбициозные замыслы.
14-летний студент университета - это величайшая ответственность родителей и учителей за целостность личности юного таланта. Частый результат подобного "ускорения" - потерянное в угоду родительским и педагогическим амбициям детство (как период созревания личности) с последующим разочарованием во взрослой жизни.
Для такого отклонения развития - интеллектуализма - характерно хорошее логическое мышление при недоразвитости эмоциональной сферы, образных представлений, воображения.
Интеллектуализм закладывается в дошкольном возрасте, когда ребенку с раннего детства предлагаются разнообразные "серьезные" задачи школьного типа. Родители таких детей недооценивают роль игр в развитии ребенка - рисования, лепки, работы с простейшими инструментами. В подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью и главной ценностью становится общение со сверстниками, "интеллектуалы" испытывают острый дискомфорт, не осознавая его истинных причин. Данная ситуация часто встречается среди учащихся СУНЦ МГУ, отобранных по высокому уровню интеллекта"
Работа педагога-практика во многом противоречивая. Тот самый случай, когда теория, без которой диссертацию не напишешь, и практика учителя-пахаря на ниве химической педагогики сошлись в дым выгорания, как говорят электрики.
Но факт про вред раннего развития интеллекта, выше приведенный, имеет место быть и по многим наблюдениям окружающей среды. Причём, редчайший случай, коим, как известно, правит Бог - изобретатель, не удавалось пока наблюдать ни одного исключения из этого правила.
Единственное, в чём хотелось бы возразить автору в этом месте его научного труда, так это не использовать понятие "интеллект", принципиально неприменимое к детям. Дети максимум, на что могут претендовать, так это на звание вундеркиндов, умников и умниц, которыми их любят обзывать интеллектуально недоразвитые взрослые, развращая этим неокрепшие детские души.
Эту первозданную основу (нрав, характер) можно наблюдать у совсем маленьких детей от 0+ и до ~ 7- , т.е. до того, как они подверглись воспитательному процессу в семье и школе, и у взрослых - в моменты эмоционального возбуждения, вызванного ситуацией или в состоянии опьянения.
То, что называется "воспитанием характера" - это добровольно-принудительный процесс, направленный на формирование полезного или, по крайней мере, удобоваримого для семьи и общества индивида.
Воспитатель в процессе изготовления джентльмена из не джентльмена использует в первую очередь заложенное богом в человечью душу чувство стыда, а если этого недостаточно то более "звериные" чувства - страх и боль.
Умение индивида сдерживать свой нрав, а временами и проявлять характер - важнейший практический навык для жизни хоть ... ;) в СССР, хоть в России да где угодно.
для жизни человека в общесьве
О, чего чего, а собственного достоинства (гонора) в психофизической матрице обычно более чем достаточно. ;) Любая кошка шипит, огрызается прежде чем удрать или гордо удалиться. Увы, от природы в человеке чаще чувство стыда присутствует в самой зародышевой форме. Разовьётся оно в процессе воспитания, и тогда страх и боль, если и потребуются, то в минимальных дозах, достаточно будет пристыдить. Но если угаснет под влиянием глупых, порой безнравственных учителей - проповедников свободы выбора, угаснет под воздействием СМИ, влиянием улицы, Дома-2, Вечернего Урганта и прочего гэ, то без унижения, "посадок" и "высшей меры" ни учителю, ни родителям, ни обществу в дальнейшем не обойтись.
Модная ныне учительская фраза: "Вы лучше, вы умнее нас!" - весьма способствует развитию у детей ложного понимания чувства собственного достоинства и, как следствие, развитию в неокрепших детских душах преувеличенного чувства собственного достоинства, чванливого высокомерия, заносчивости, спеси - т.е. гонора.
может, кто и сказал так сдуру, но не так воспитывается чувство собственного достоинства - не через самоуничижение перед учеником
- У тёщи и из "педагогической поэмы" Инны Кабыш, которая, кстати, с большим оптимизмом, чем вы, посмотрела на приживаемость носа к губам.
"Вот это и радует. Что наконец-то соединились преимущества нашего времени (достойная зарплата, возможность отдыхать и путешествовать) с традиционным энтузиазмом и любовью к своему делу. Сбылась мечта Агафьи Тихоновны: к губам Никанора Ивановича приставили нос Ивана Кузьмича. Соединилось всё лучшее. А всё лучшее у нас, как известно, детям.
Так оно и будет." http://www.lgz.ru/article/-37-6525-23-09-2015/lyubyashchie-i-detey-i-svoy-predmet/
Но Кабыш радует не только удачная трансплантологическая операция на лице отечественной педагогики - смена содержания, но и ласкающая глаз смена формы:
"Что обратило на себя внимание и обрадовало больше всего? Внешний вид учителей и их настрой. Я помню времена, когда на учительские собрания приходили замученные тётки с неизменным пучком на голове и кучей тетрадей под мышкой. Сегодняшний учитель – подтянутый, хорошо одетый, хорошо отдохнувший, с планшетом или ноутбуком и горящими глазами."
P.S. ;) Вы уж там договоритесь в ЛГ на предмет того, как оно будет.
Кабыш не говорила "вы лучше нас, вы умнее нас" - это ваши домыслы
P.S. а зачем? ЛГ публикует РАЗНЫЕ мнения РАЗНЫХ авторов, между собой часто не знакомых
я не вижу расхождений моих с Кабыш, и желания "ударить одним кулаком" и "встать единым фронтом" у меня нет
-------------------------------------------------------------
" но вы же откровенно передёрнули Кабыш не говорила "вы лучше нас, вы умнее нас" - это ваши домыслы"
Вы верите Кабыш? Ладно, будет время - найду в её педагогических ЛГушных опусах, коих набралось аж 7х10=70,
если и не совсем так сказанное, но весьма близкое по смыслу.
- " желания "ударить одним кулаком" и "встать единым фронтом" у меня нет"
- Плохо! что у авторов и редакторов ЛГ - некогда весьма свободной (свобода - это возможность влиять на окружающую жизнь) газеты - "нет желания ударить одни кулаком и встать единым фронтом", а главному редактору хватает того, что зал хохочет и аплодирует его эротическим водевилям.
------------------------------------------------------------------------------
РАЗНЫХ не означает ВСЯКИХ.
Кондрашов, Пухнавцев, Замостьянов, Болдырев, Бушин - тоже разные.
Читатели ЛГ тоже РАЗНЫЕ, но в чём они давно сошлись, так это в том, что надо возвращаться к бесплатной, ОБЩЕобразовательной, общедоступной, фундаментальной, русской школе, традиции которой имели славное (скорее более, чем менее) продолжение в школе советской. Возвращаться от ЕГЭ (главное гэ в котором Е) к нормальными выпускными экзаменами - празднику окончания школы с вручением аттестата ЗРЕЛОСТИ (не путать со спелостью), тем, кто её достиг.
В этих рамках тоже хватает РАЗНЫХ подходов и мнений, но КОНЦЕПТУАЛЬНО редакции ЛГ пора определиться с авторами статей на тему педагогическую.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться