Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 июня 2014 г.
  4. № 23 (6466) (11.06.2014)
Искусство Колумнисты

«На крыльях ветров...»

11 июня 2014

Самое значительное событие мая – явление Андраша Шиффа (Великобритания). Этот сезон вообще хорош тем, что мы слышали выдающихся музыкантов, которым, скажем так, давно за пятьдесят. Поразительные встречи: исключительное мастерство, необыкновенные лёгкость и простота в сложнейших сочинениях и ещё многое, чему нет определений в языке. И не надо. Это для чувств и интеллекта. Концерты Соколова, Плетнёва, Шиффа – невиданный по щедрости подарок. И не каким-то избранным, а всем, кто не поленился быть на концерте. Бриллианты раздаются всем желающим без ограничений. К сожалению, уникальные, исключительные концерты редко записываются, к ним не проявляют интереса телекомпании – всё остаётся только в ушах и памяти присутствовавших. Такая нелепая жизнь вокруг.

Так вот Шифф. Уже по афише можно было судить, что его мало интересуют конъюнктура, коммерческий успех и обывательское мнение. Более того, афиша совершенно откровенно сообщала от имени исполнителя, что ему наплевать, наплевать, наплевать на обычные филармонические заморочки. Программа предлагала основательно погрузиться в немецкую классическую музыку – в первом отделении Шифф играл «Гольдберг-вариации» Баха, во втором – 33 вариации Бетховена на тему вальса А. Диабелли. Согласитесь, не слабо. Концерт представлял фонд «Музыкальный Олимп». Вообще-то представлял себя сам пианист в необычных подробностях. Шифф, например, не терпит объявления программы. Считает, видимо, что слушатель готовится к концерту так же, как он. Потому выходит из-за кулис в объявленный афишей час, нимало не волнуясь по поводу всё ещё рассаживающейся публики. Публика пристыжена. Далее – полная фантастика. Мастерство пианиста покоряет с первых фраз. В какой-то момент, кажется, что это музыкальный Джойс, поток сознания. Потом понимаешь, что в этой ясности и самого произведения, и талантливейшей интерпретации всё продумано и чётко организовано. Пианист «плывёт» свободно и вольно в баховских фантазиях. Можно только догадываться, какого труда стоит это безмятежное и вольное плавание. Гимн мысли и человеческим возможностям. Самый авторитетный исполнитель «Гольдберг-вариаций» Глен Гульд справедливо замечал: «эта музыка не имеет ни начала, ни конца; в ней нет ни настоящей кульминации, ни настоящего разрешения; эта музыка, которая, подобно бодлеровским любовникам, «покоится легко на крыльях ветров…» Покоиться на крыльях ветров можно, если есть Андраш Шифф.

Закончил. И отправился за кулисы, кажется, без всякого интереса к аплодисментам. Достоинство в каждом жесте. Независимость талантливого человека. Производят потрясающее впечатление. Ему близок немецкий стиль: сдержанная сила в Бетховене, вообще умение погашать страсти, но так, чтобы эффект и ощущения мощи, напористости, движения никуда не исчезали. На бис была сыграна «Апассионата». Молния, пронзившая зал. Я такого исполнения бетховенской сонаты в зале Чайковского не помню. Финал концерта неожиданно получился таким мощным, ярким, энергичным. И представил пианиста в полном великолепии его возможностей.

В мае в ведущих концертных залах столицы весьма активно играли воспитанники народного артиста России профессора Московской государственной консерватории Сергея Леонидовича Доренского. Народные артисты России Денис Мацуев, Николай Луганский, лауреат международных конкурсов Филипп Копачевский выступили с интересными программами. На всех концертах, что я всегда отмечаю, присутствовал Сергей Леонидович и не стеснялся громко хвалить исполнителей, когда, по его мнению, они этого заслуживали: «Молодец, Денис», «Браво, Филипп». Приятно, что одна из ведущих музыкальных школ России так хорошо сохраняется и развивается. Денис Мацуев блестяще сыграл «Крейслериану» Шумана – всё было настоящим. И страсть, и драма, и эмоциональный накал. Луганский посвятил выступление 90-летию Татьяны Петровны Николаевой. И очень удачно играл Рахманинова (13 прелюдий. Соч. 32). Копачевский, как обычно, удивил глубоким, настоящим постижением переживаний Грига («Минувшие дни», соч. 57), Яначека, Шопена (Скерцо № 3 до-диез минор, соч. 39). Впечатляюще звучал у Копачевского «Карнавал» Шумана. Молодой пианист понимает и умеет передать тончайшие душевные состояния, он умеет грустить за инструментом, мечтать и фантазировать, что бывает редко. Профессор отметил его выступление наибольшим количеством похвал. Но в артистической, после концерта, я застал подробный и довольно строгий разбор С.Л. Доренским всего, что только что вызывало восхищение зала. Вот это и есть школа.

В Москве неожиданно объявился редкий гость – народный артист СССР профессор Саратовской государственной консерватории и солист Саратовского театра оперы и балета Леонид Сметанников с программой русской классической музыки. В сопровождении заслуженной артистки России профессора Московской консерватории Марины Белоусовой были исполнены произведения Глинки, Рахманинова, Кабалевского и современного автора Дороднова. Леонид Анатольевич «в голосе», подтянут, строен, кажется, во взаимных симпатиях со временем. В его замечательном баритоне действительно особое понимание русского, слушать и слушать. Такое раздолье, такая свобода, такие русские картины – редкий дар. Он у нас один такой. Кто виноват, что выдающийся певец не появляется на экранах телевидения, что в Москве ему предоставляется не лучший зал? Леонид Анатольевич – настоящий саратовец. Он здесь и консерваторию окончил, и всю жизнь поёт в местном театре оперы и балета. К счастью саратовцев. Ну, вот и нам кое-что досталось. Надеюсь, не в последний раз.


Тэги: Музыка Семь нот
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS