Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 июня 2017 г.
  4. № 23 (6601) (14.06.2017)
Искусство

Время Николая Голованова

14 июня 2017

Профессия дирижёра-исполнителя – одна из самых молодых музыкальных профессий в классической музыке. Искусство создавать интерпретации сочинений, написанных для симфонического оркестра, возникло сравнительно недавно. Сейчас дирижёров стало очень много, и среди них немало талантливых и выдающихся. Понятие «великий дирижёр» применяется теперь довольно часто и в силу совершенно различных причин, как то: известность, популярность, импозантный внешний вид или количество лет, проведённых в дирижировании определённым оркестром или оркестрами.

Однако дирижёров, действительно создавших свой узнаваемый исполнительский почерк, крайне мало. Следует сразу оговориться, что под почерком я имею в виду не набор специфических жестов, присущих тому или иному дирижирующему, а именно создание особенного звучания оркестра и музыкальные достоинства самой интерпретации.

Обычно, когда слушаешь симфоническую музыку, бывает практически невозможно определить на слух, какой оркестр играет и кто именно стоит за пультом, к тому же это осложняется и тем, что, в отличие от исполнителей-инструменталистов, дирижёру приходится создавать звучание посредством нескольких десятков оркестрантов.

Но в случае с музыкой в исполнении Н.С. Голованова, каким бы оркестром он ни управлял, уже через минуту становится ясно, что за пультом стоит именно он.

Ещё через некоторое время начинаешь понимать, что слушаешь величайшего интерпретатора, владеющего невероятной магией воздействия на непосредственных исполнителей-оркестрантов, вдруг начинающих необыкновенно тонко и выразительно выполнять любые, даже самые прихотливые намерения Мастера. Его владение звучанием оркестра было сродни колдовству. Музыканты, игравшие под его управлением, говорили мне, что никогда – ни до, ни после – они не переживали ничего подобного. Они сами не могли понять, как из звуков, издаваемых ими, возникают такие грандиозные полотна.

Интерпретации Николая Семёновича Голованова всегда и удивляют, и ошеломляют. Будучи прекрасным композитором и пианистом, понимая исполнительский смысл каждого музыкального элемента, он создавал всегда оригинальные и глубокие прочтения, наделённые несравненной выразительностью и силой. В его исполнении нет ни одной равнодушно взятой ноты, ни одного невыразительного или непонятого аккорда.

Можно много говорить об уникальных особенностях его динамических контрастов, его rubato, невероятного напряжения и силы темпоритма, зримой образности, смелости музыкальных идей, неправдоподобных по силе и мощи fortissimo, удивительной, почти бесконечной, шкале его crescendo и diminuendo. Под его руками музыканты играли каждый раз с такой отдачей, как если б это было в последний раз в их жизни, повинуясь головановскому видению, вдохновению и мастерству, и вряд ли можно поставить кого-то рядом с ним.

К величайшему сожалению, не существует практически ни одной видеозаписи его концертов или оперных спектаклей, и мы можем знакомиться с его искусством только по аудиоматериалам.

Сожаление вызывает также и тот факт, что его имя не увековечено ни в названиях концертных залов, ни улиц города, да и ознакомиться с его жизнью и творчеством непросто в силу небольшого количества опубликованных и изданных материалов.

14-3-23.jpg

Только что вышедшая первая из двух книг «Николай Голованов и его время» (Челябинск: «АвтоГраф», 2017) призвана восполнить этот пробел и не допустить, чтобы личность величайшего дирижёра, мастера, чьё искусство по сей день возвышается, как Монблан, на всемирном музыкальном горизонте, было забыто или недооценено.


Михаил Плетнёв


Тэги: Дирижр
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS