Перейти к содержанию
  Пятница 22 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    10 июня 2020 г.  № 23 (6740) (10.06.2020)
Телеведение

«Гроза»-рэп

Григорий Константинопольский экранизировал пьесу Александра Островского
Кондрашов Александр Кондрашов Александр — 10 июня 2020
Алиса Хазанова, Василий Буткевич, Любовь Аксёнова, Виктория Толстоганова в драме «Гроза»

По нашим временам можно было ожидать, что она будет изуродована до неузнаваемости, режиссёры часто используют классиков, исключительно чтобы поиздеваться над ними и зрителем. Действительно, после предыдущих творений режиссёра («Русский бес», о котором мы писали год назад, «Восемь с половиной долларов» и все другие фильмы) можно было ожидать чего угодно. А получилась искренняя попытка взглянуть на пьесу, написанную в 1859 году, глазами ХХI века.

Автор пошёл по торной и спорной дороге переноса героев и событий далёкого прошлого века в наше время. Некоторым это удавалось, как было с мюзиклом «Вестсайдская история» («Ромео и Джульетта» – в США 50-х годов ХХ века») и некоторыми другими вольными перелицовками. У нас неплохо, например, получилась телеэкранизация пушкинского «Дубровского» с Евдокией Коршуновой, Данилой Козловским, Игорем Гординым и Юрием Цурило. В 90-х оказалось очень много от барского произвола эпохи крепостничества, и потому сериал воспринимался не только как история любви благородного разбойника, но и как злободневная социальная драма. Здесь что-то похожее.

У Константинопольского, конечно, чувствуется диссонанс, когда в изумительные диалоги гениального драматурга вплетаются речи, что тараторит Иван Макаревич, сыгравший Кулигина. Талантливый, тонко чувствующий красоту природы и страдания людей мудрый механик-самоучка превратился в знающего ответы на все вопросы и тотчас их транслирующего рэпера-правозащитника, бывалого пикетчика, привычно огребающего от полиции. А вот с тем, что Дикой (Алексей Макаров) стал мэром волжского городка Калинова (съёмки происходили в прекрасном Ярославле), а Кабаниха (Виктория Толстоганова) владелицей ресторанов, согласиться можно. В извечном споре, кто она в первую очередь – злобная тиранша или любящая мать, видящая, что её сына того и гляди обманут, победила тиранша, она здесь ещё и политическая интриганка. Роль решена чересчур плакатно, жаль: Толстоганова – замечательная актриса, могла бы создать более сложный и объёмный образ, но режиссёру, наверное, он не понадобился. Он творит современное «тёмное царство».

Странница Феклуша в ярком исполнении Марии Шалаевой предстала гастролирующей мракобесной пропагандисткой. Такое решение неожиданно и интересно, но несколько конъюнктурно. Тем более что такого же политического направления оказалась и сумасшедшая барыня в сатирическом исполнении Алисы Хазановой. В фильме она отнюдь не сумасшедшая, шествующая, опираясь на двух лакеев, старуха, которая предрекает гибель от красоты и соблазнов, а тоже циничная политическая дама – в сопровождении то ли охранников, то ли любовников.

Остальных персонажей особо не «перепрофилировали» – звучит прекрасный текст Островского, и без каких-либо режиссёрских «педалей» видно, что социальные проблемы середины ХIХ века очень схожи с нынешними. Дожили, не прошло и 170 лет, а слова о социальной несправедливости и провинциальной стагнации звучат так же злободневно.

Что же касается лирической линии, то тут явная нестыковка со временем. В сфере семьи и брака произошли колоссальные изменения. Вот пример: исполнительница роли Катерины, прелестная Любовь Аксёнова, приобрела известность восемь лет назад, сыграв в фильме Михаила Сегала «Рассказы» юную красотку, которая отдаётся мужчине в первый же день знакомства. То есть сперва отдаётся, а потом знакомится. Представить что-то подобное с современницами Катерины невозможно. «Прогресс» налицо.

У Островского (как через пятнадцать лет и Анна Каренина у Толстого) неверная жена покончила жизнь самоубийством. Катерина могла бы спокойно жить, держа свои походы налево в тайне, но поскольку женщина она верующая, да ещё и суеверная, чувствительная (как писал Добролюбов), экзальтированная (как сказали бы сейчас), то осознала измену как страшный грех перед мужем, людьми и Богом. Она не смогла не признаться. И жить с этим грехом тоже не смогла. Не знаю классических произведений зарубежной литературы, где бы осознание вины заставило женщину расстаться с жизнью. Это чисто русское, как и тургеневские девушки.

Сейчас совсем другие нравы: разлюбила, полюбила, развелась, вышла вновь замуж – не проблема. Многие и не женятся, и уж тем более не венчаются, не клянутся ни друг другу, ни перед Богом – партнёрствуют. Впрочем, кое-где общество постепенно возвращается в архаику домостроя. Не трудно представить ситуацию, когда женщина дала клятву богатому мужу и живёт с ним в золотой клетке и ей вдруг становится в ней нестерпимо, она хочет вырваться на волю, где настоящая любовь и т.д. Муж из ревности ­чёрте чего может наделать, но чтобы жена убила себя сама?

Вот в фильме «Сквозь чёрное стекло» Константина Лопушанского, о котором мы тоже недавно писали, ситуация как раз близкая к «Грозе». Только там героиня не кончает жизнь самоубийством (как верующий человек, она этого сделать не может), но тем не менее казнит себя – ослепляет и возвращается в монастырь.

Мне кажется, раз уж Константинопольский двинулся в наше время и почти всех персонажей осовременил, то и Катерину с Борисом (Сергей Городничий) и Тихоном (Василий Буткевич) нужно было бы поместить в какую-то новую ситуацию, чтобы можно было поверить, в то, что современная молодая женщина вдруг пошла и утопилась. Кто сейчас станет всем рассказывать о своей измене? Да, пожалуйста, в ток-шоу, но топиться после этого не побежит. С Катериной у Островского всё понятно, она человек своего времени, половые отношения были табуированы, вместо интернета – храм, одной на улицу – нельзя, в гости – только с мужем, из забот и развлечений – только дети да домашнее хозяйство, но детей у Катерины не было.

Получилось так, как будто часть фильма происходит в ХIХ веке, а часть – в ХХI. Эклектика. При том что к актёрам претензий нет. Когда они вне Островского – любопытно, когда в нём – вызывают сочувствие: и Борис, и Тихон, и особенно, конечно, Катерина. Но всё же на двух стульях усидеть невозможно, тем более если у одного из них сломана ножка.

 

Премьера Александр Кондрашов Любовь Акснова Виктория Толстоганова Алиса Хазанова Гроза
130

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Одна правда

20.09.2023

Микулай и пустота

06.09.2023

«Барби»: недобрый диагноз

30.08.2023

Долгая дорога к ХРАМУ

14.07.2023

Жизнь в солнечном свете

14.07.2023

В Сыктывкаре прогремела «Гроза»

356 голосов

Зачем и кому это нужно?

248 голосов

И страсть к предательству там многим застит очи

138 голосов

Жизнь течет как Угрюм-река

128 голосов

Хабенский напел

102 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты