Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 июня 2017 г.
  4. № 24 (6602) (21.06.2017)
Искусство Колумнисты

Мержанов: возвращение

21 июня 2017

Музыкантам не изменяет память

Выдающийся пианист, народный артист СССР Виктор Карпович Мержанов вернулся на обожаемую им Большую Никитскую навсегда – в фойе Большого зала консерватории открыт бюст музыканта работы скульптора Вячеслава Пилипера. В этих стенах, собственно, прошла вся его и артистическая, и педагогическая жизнь. Более 60 лет! Ещё два адреса определяли многое в его жизни – Тамбов и Ивановка, Рахманинов.

Виктору Карповичу как-то смолоду везло на хороших, редких людей. В Тамбове учился у друга Рахманинова С.М. Старикова. После Тамбовского музыкального училища решил поступать в Московскую консерваторию, но «на орган». Не был уверен в себе как пианист. На вступительных экзаменах его предпочтению удивилась не кто-нибудь, а Мария Вениаминовна Юдина и посоветовала от органа отказаться и поступать на фортепианный факультет. Что он и сделал. Хотя орган не оставил. В консерватории был многим обязан своему любимцу – профессору Самуилу Евгеньевичу Фейнбергу. Мержанов многому научился у этих замечательных людей.

Прежде всего преданности музыке, требовательности к себе, критическому восприятию собственной персоны и недоверчивости к похвалам. Он был очень прост, доступен, всегда внимателен, очень серьёзен и требователен в отношениях с учениками. Сам работал как каторжный всю жизнь. Иначе не получалось, общаясь с Юдиной, Фейнбергом, поддерживая дружеские отношения с Софроницким, Рихтером, Гилельсом.

Многое пришлось пережить. Как, собственно, всем. Прежде всего войну и потерянное для рояля время. Но жизнь и, к счастью, окружающие его талантливые люди уже научили не сдаваться перед обстоятельствами, какими бы сложными они ни были. На первом после войны всесоюзном конкурсе разделил первое место со Святославом Рихтером. Активно гастролировал. Не только наша, но и зарубежная пресса восторженно отзывалась о молодом советском музыканте. В Стокгольме писали: «…Мержанов оставил впечатление редкостно одарённого пианиста». Итальянский журнал «Музыка»: «Настоящий волшебник. Мержанов обладает огромным талантом. Пианист поражает неповторимыми возможностями своих рук, равно как и мудростью интерпретатора…» Дмитрий Дмитриевич Шостакович хвалит его за исполнение Третьего концерта Рахманинова. Рахманинов вообще надолго определяет его музыкальные пристрастия и интересы. До конца дней он возглавляет Рахманиновское общество.

В одном из интервью вспоминает слова Артура Рубинштейна, с которым был знаком, о том, что пианисты делятся на две категории: «информаторы» и создатели шедевров. Думаю, Мержанов принадлежал к последним, и суть его педагогики заключалась прежде всего в желании приобщить к этому учеников. Непростое дело, и не всегда удавалось. Но он не отступал. И во всём был самостоятелен, всегда индивидуален и неповторим.

Его репертуар нельзя назвать обширным. Он сам сказал об этом в уже цитированном мною интервью: «Если говорить о моём собственном репертуаре, то он у меня небольшой. Эти сочинения являются, если так можно выразиться, моими собеседниками всю мою жизнь. Встречаясь с таким собеседником как, например, b-moll-ная соната Шопена, я каждый раз открываю для себя обязательно что-нибудь новое. Такие встречи обогащают мою жизнь новыми замечательными чувствами и мыслями». И нашу жизнь каждым своим выступлением Виктор Карпович тоже обогащал замечательными мыслями и чувствами.

В память об учителе 18 июня в Малом зале консерватории играли ученики и друзья: Наталья Деева, Клаудио Курро Досси, Михил Рыба, Михаил Лидский, Михаил Никешичев, Михаил Ковалёв, Николай Пестов, Марлена Мош (вокал). Звучали любимые Мержановым Шопен, Чайковский, Рахманинов, Фейнберг, Мясковский и Рыбников.

Тэги: Память Семь нот
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда я был маленьким, была блокада...

    03.05.2024
  • Памяти Владимира Павловича Смирнова

    11.02.2024
  • «Это нужно — не мёртвым! Это надо — живым!»

    04.09.2023
  • Отец «Ну, погоди!»

    06.07.2023
  • 46 звёзд на фюзеляже

    21.06.2023
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

    217 голосов
  • В ожидании музыки

    149 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS