Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 июня 2018 г.
  4. № 24 (6648) (20.06.2018)
Литература

Восторг открытий, пиршество ума

20 июня 2018

В Пятигорске прошла Международная научная лермонтовская конференция


В этом году её темой стал «Художественный образ в творчестве М.Ю. Лермонтова, его осмысление и развитие». В Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова традиционно собрались десятки лермонтоведов, историков, литературоведов, языковедов и музейных сотрудников из различных городов России, а также Азербайджана, Китая и Японии.

Российские и зарубежные исследователи продолжают раскрывать правила интеллектуальной игры лермонтовского текста, разгадывать «коды» и «шифры» прозы и поэзии, искать и находить неожиданные трактовки и параллели. «Кавказский вопрос в романе «Герой нашего времени» в восприятии американских исследователей», «Речной топос в лермонтовском творчестве», «Лермонтов в Китае: переводы, изучение, исследовательские работы», «Генезис кавказского локуса поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова» – вот лишь некоторые темы докладов, прозвучавших в Пятигорске в рамках научного форума.

В последнее время лермонтоведение переживает подъём в странах Восточной Азии. В четвёртый раз для участия в научном форуме сюда приезжает исследователь из Японии Асута Ямадзи. Его вклад в науку о Лермонтове неоспорим: он впервые обратил внимание на семантику совпадения дат, упоминаемых в текстах поэта, с датами мировых исторических событий, также впервые выполнил детальный обзор состояния лермонтоведения в Японии и составил уникальную таблицу всех переводов произведений поэта на японский язык. На нынешней майской конференции японский учёный представил доклад по знаменитому лермонтовскому роману: «К проблеме рассказчиков в романе «Герой нашего времени».

Нельзя не сказать о двух исследователях из Китая, которые тоже уже стали постоянными участниками пятигорских научных форумов. Это господин Ли Чжэнжун – доктор филологических наук, представляющий Пекинский университет, и профессор Ван Лидань, декан факультета русского языка Нанькайского университета. Госпожа Ван Лидань проанализировала образ Лермонтова в современной русской драматургии. А Ли Чжэнжун поставил перед исследователями-лермонтоведами около 20 вопросов по изучению лермонтовского произведения «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В основном учёного волнует соответствие исторических реалий времени, к которому обращается в своей поэме М.Ю. Лермонтов, и сюжетной линии «Песни».

В дни проведения Международной конференции музей получил в подарок редкое, только что вышедшее в Азербайджане издание: «Словарь языка романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», принципы построения и структура которого обсуждались на предыдущем собрании учёных в Пятигорске. Его представила Г.И. Шипулина, кандидат филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Бакинского славянского университета.

Центральная библиотека имени М.Ю. Лер­монтова города Санкт-Петербурга передала в фонды музея репринтное издание альбома 1900 года работ венгерского художника М. Зичи – одного из первых иллюстраторов лермонтовских произведений.

За время работы конференции её участники прослушали десятки интереснейших докладов и сообщений. Хочется отметить серьёзные исследования представителей Московского Лермонтовского Общества – Н.Е. Купцовой, обратившейся к изучению американского лермонтоведения, и М.Н. Михеевой-Никатиной, выступившей по теме: «Могучий образ. О статье С.Н. Дурылина «Врубель и Лермонтов». Учёные Санкт-Петербургского университета А.И. Пылёв и А.А. Мокрушина рассказали «О возможных параллелях из Корана в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова». Доктор филологических наук из Ставрополя Я.В. Погребная интересно разработала тему «Семантический объём архетипа «вода» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Ценнейшие материалы из фондов Государственного исторического музея были представлены старшим научным сотрудником И.П. Ерохиной. Её доклад «Альбом «Рисунки к юбилейному выпуску истории 77-го пехотного Тенгинского полка» из собрания ГИМ» собравшиеся в Пятигорске исследователи восприняли с максимальным вниманием.

В этом году программа форума была расширена и не ограничилась лишь слушанием докладов и их обсуждением. Так, в конце обычной экскурсии по залам музея участники конференции стали свидетелями необычного театрального действа, воспроизводившего предысторию трагической дуэли М.Ю. Лермонтова и Н.С. Мартынова, подготовленного артистами Ставропольского государственного театра оперетты.

Особенность данной конференции заключалась также в том, что она проходила под знаком 110-летия выдающегося лермонтоведа И.Л. Андроникова. Первые доклады, прозвучавшие на научном форуме, были посвящены этой уникальной в отечественном лермонтоведении личности.

Екатерина Соснина,

главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске

 


Прямая речь

9-2-24.jpgАсута Ямадзи (Япония), доктор философии (Ph.D), преподаватель Университета Тюкё, Государственного университета Нагоя, Государственного университета Миэ:

 

– Я участвую в пятигорской конференции с 2010 года. Поскольку сфера моих научных интересов – лермонтоведение, мне всегда очень интересно слушать лермонтоведов. Я уже знаком со многими из них, и всегда с нетерпением жду их новых открытий.

Хотя сегодняшние молодые японцы мало читают русскую литературу, у нас достаточно много её переводов. Это культурное сокровище, которое обога­щает взгляд японцев на мир. В Японии самое известное произведение Лермонтова – «Герой нашего времени». В нём много страданий человека (Печорина), и Лермонтов описывает их в уникальной для мировой литературы манере. Русскую душу можно сравнить с образом Печорина. Кажется, что ты постепенно приближаешься к герою, начинаешь его понимать, но в конце вдруг осознаёшь, что так и не «схватил» его суть. То же можно сказать о русской душе.

Подготовила Анастасия Бойко

 


 

Факты

¢ Подобные конференции, проводимые раз в два года, уходят своими корнями в 1956 г., когда Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в Пятигорске стал инициатором проведения лермонтовских научных форумов на Кавказе. Традиция была нарушена в годы перестройки, но возрождена ровно 10 лет назад благодаря нынешнему директору Пятигорского лермонтовского музея И.В. Сафаровой.

¢ На сегодняшний день Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в Пятигорске является самым посещаемым в Ставропольском крае: в год он принимает около 126 тысяч человек. Музей сегодня – это современный динамично развивающийся комплекс с содержательными экспозициями, богатыми фондами, повествующими о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе. Главным достоинством музея является то, что все дома, входящие в его состав, – подлинные. Это единственное лермонтовское место в России, сохранившееся в первозданном виде. Лермонтовский музей в Пятигорске был основан в 1912 году.

Тэги: Литературный процесс
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Читатель ничем и никому не обязан

    16.10.2018
  • Внимание, конкурс!

    13.06.2018
  • Родовое гнездо гения

    13.06.2018
  • Белые акации и летающие книги

    13.06.2018
  • Хорошо воспитанный дипломат

    13.06.2018
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Дьявол прячется в деталях

    349 голосов
  • Спасём наш союз!

    327 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Мы ждём перемен

    172 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS