Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 июня 2019 г.
  4. № 24 (6694) (19.06.2019)
Литература Конкурс

Андрюша

19 июня 2019

Елена Шерле, Санкт-Петербург

Андрюша хочет плакать. Не потому, что ему грустно – ему, наоборот, радостно вроде, – а потому, что плачет его мама. Андрюша честно не понимает, из-за чего. Они стоят на линейке первого сентября, он держит в руках какие-то красивые цветы, у него выглаженный чёрный пиджак, но его мама почему-то плачет, хотя все другие мамы вокруг улыбаются. Андрюша хочет подбежать к ней, но мама, завидев, что он хочет отделиться от колонны других детей, качает головой и через силу улыбается. Андрюша смотрит на неё немного растерянно, но остаётся с классом. Поднимаясь по лестнице, Андрюша с надеждой думает: «Я буду хорошо учиться, и мама больше не будет плакать!».

Ведь мама всегда плачет и извиняется. Андрюша не понимает за что, она же ничего плохого не делала. Она заботится об Андрюше, всё-всё для него делает. Но когда Андрюши нет рядом – как она думает, ведь в это время Андрюша прячется за дверью – мама плачет. Плачет и извиняется, то перед Андрюшей, то перед Богом, а иногда ругается на этого Бога, но никогда – на Андрюшу.

К концу лестницы Андрюша сомневается, что его хорошая учеба поможет маме не плакать.

Учительница сажает Андрюшу за первую парту вместе с какой-то девочкой. У девочки красивые косички и пенал со странными животными. Андрюша хочет потрогать что-то из этого и сначала тянется к косичкам. Девочка испуганно отшатывается от него, её нижняя губа начинает подрагивать, а глаза постепенно становятся мокрыми. Андрюша пугается тоже.

– Извини, извини, – он машет руками, надеясь, что девочка успокоится. Она успокаивается, но смотрит на него как-то странно: так на Андрюшу ещё никто не смотрел. Но обдумать это ему мешает подзатыльник, который отвешивает мальчик с задней парты. Андрюша думает, что это потому, что он напугал этого мальчика, поэтому поворачивается к нему и повторяет:

– Извини, извини, – и улыбается. Мальчик криво ухмыляется в ответ, и Андрюше становится не по себе от этого.

– Прекратили болтать! – кричит учительница, и шумный, гудящий класс неожиданно замолкает. Андрюша съёживается – ему не нравится её злой громкий голос, – и поднимает непонимающий взгляд на учительницу. Та смотрит на него, и в её глазах смешиваются плаксивый взгляд Андрюшиной мамы и странный взгляд Андрюшиной соседки по парте. Андрюша хлюпает носом и, вытерев рукавом выступившие на глазах капельки слёз, склоняется над тетрадкой. Его затылок всё ещё горит ноющей болью от подзатыльника, а щёки горят от стыда – как же Андрюша собирается хорошо учиться, если он всех расстроил в первый же день? Ярко-синяя ручка в руках мелко дрожит, заставляя буквы скакать по строчкам. Андрюше кажется это забавным, но вот учительнице – нет.

– Пиши ровнее, – строго говорит она, после чего, видимо, что-то вспомнив, добавляет приторно мягко: – Андрюша.

Андрюша честно старается.

Дальше первый день в школе проходит относительно хорошо. Дети, ещё не до конца перезнакомившиеся друг с другом, начинают потихоньку сбиваться в небольшие компании. Андрюша тоже хочет с кем-то в компанию. Он оглядывается по сторонам и, заметив неподалёку стайку детей, ковыляет к ним.

– Привет, – проглатывает букву «р» и протягивает ладонь, чтобы поздороваться.

– Фу! – выкрикивает какой-то мальчишка и смотрит на Андрюшу так же странно, как смотрела его соседка по парте. Парочка девочек отходят от Андрюши подальше и начинают перешептываться, иногда тыкая в него пальцем. – Какие у тебя некрасивые руки!

Андрюша непонимающе смотрит на свои ладони. Да, они и правда отличаются от ладоней других детей, да, его пальцы чуть более короткие и скрюченные, но это же не плохо, это же, как говорила мама, о-со-бен-ность. Как разная форма носа или губ, как разный цвет кожи или волос, как то, что нельзя изменить, ведь эту о-со-бен-ность дал тебе Бог, значит, это что-то хорошее.

Так мама говорила. Одна из девочек, проходя мимо, щурит свои бледно-голубые глазки и, посмотрев на Андрюшу тем самым странным взглядом, бросает:

– Отвратительно.

Андрюша не знает, что это значит, но от-вра-ти-тель-но кажется похожим на о-со-бен-ность. Андрюша ей улыбается.

На второй день дети вокруг него тоже улыбаются и смеются. Как и на третий, на пятый и даже на тридцатый. Андрюша смеётся вместе со всеми, хотя ему и не по себе от того, что иногда кто-то из детей тычет в него пальцем. Они говорят:

– Карлик!

– Хлюпик!

– Обезьяна!

Но они улыбаются, и Андрюша улыбается им тоже. Мама как-то раз водила его в зоопарк, и обезьяны показались ему смешными и милыми. Наверное, он тоже смешной и милый?

Только почему-то, когда Андрюша рассказывает об этом маме, мама начинает плакать. Андрюша с болью смотрит на то, как мелко дрожат её плечи, и впервые в жизни решает спросить:

– Мама, – мама поднимает заплаканные глаза и смотрит немного непонимающе, – почему ты плачешь? – договаривает Андрюша дрожащим голосом. Мама наскоро утирает слёзы и обнимает его.

– Ты моё солнышко, – говорит она, и Андрюше от этого «солнышко» хочется плакать.

На следующий день, когда Андрюша приходит в школу, кто-то из ребят кричит:

– Обезьянка пришла! – и Андрюша снова улыбается, пусть улыбаться совсем не хочется. Он смотрит в смеющиеся лица детей, а затем внезапно опускает взгляд. Щеки становятся мокрыми и солёными: Андрюша трёт глаза руками и тихонечко всхлипывает. Ребята, столпившиеся вокруг него, замолкают. Тишина, неожиданно повисшая в этом маленьком холле, давит на плечи. Андрюша плачет, дети молчат. Какая-то девочка неуверенно тянет к нему ладонь и ободряюще сжимает плечо. Кто-то бросает колкое «не реви», Андрюша ещё пару раз вздрагивает и отнимает руки от глаз.

В коридоре пусто и тихо. Никто больше не смеётся и никак не называет Андрюшу. Андрюша обхватывает плечи руками, растерянно оглядывается по сторонам. Никто с ним больше не разговаривает.

Ни сегодня, ни завтра, ни через неделю. Всё, что теперь слышит Андрюша в школе, – отзывающиеся болью в груди перешёптывания одноклассников за спиной и редкие замечания учительницы, всегда приторно мягкие, вперемешку с тем самым плаксиво-странным взглядом.

Андрюше так хочется плакать и так не хочется идти в школу, но снова и снова расстраивать маму хочется ещё меньше. Он уже и так достаточно расстроил её, пусть и не понимает до конца, чем именно. Поэтому Андрюша продолжает улыбаться, ходить в школу и искренне надеяться на то, что одноклассники вновь заговорят с ним и все вокруг перестанут смотреть на него так… странно.

Но однажды он снова слышит это странное слово. «Отвратительно», – бормочет кто-то, то ли разглядывая картинку в телефоне, то ли собственные отметки в дневнике или, может быть, отвечает этим словом на рассказанную кем-то неудачную историю. Андрюше, впрочем, неважно, Андрюша вспоминает тот смазанный образ девочки и её водянистые глазки, а ещё тон, от которого кожа покрылась неприятными мурашками. И Андрюша, не выдержав, решает спросить. Дома он хватает маму за руку, а затем и вовсе обнимает её.

– Ты только не плачь, пожалуйста, – выговаривает скороговоркой, волнуясь и чуть запинаясь, – но что значит «отвратительно»?

Мама вмиг становится какой-то серьёзной. Андрюша смотрит снизу вверх в её красные от недосыпа и горьких слёз глаза и ждёт.

– Это то, что к тебе не относится, – качает головой мама, гладя Андрюшу по волосам и смотря на него непривычно серьёзно. Он кивает и переспрашивает:

– А что это?

Мама лишь молчит, нахмурившись и машинально перебирая Андрюшины волосы. В конце концов она приобнимает сына за плечи и тепло произносит:

– Тебе пора спать, Андрей.

Андрюша вопросительно смотрит на неё, но спать всё же идёт.

А потом проходит несколько дней, и вот Андрюша с мамой сидят в кабинете директора. Помимо них и собственно самого директора, вместе с ними здесь находятся ещё несколько детей с родителями. Все о чём-то негромко переговариваются и косятся на Андрюшу.

Андрюша же разглядывает помещение, в котором они собрались. Кабинет кажется красивым: взглядом Андрюша цепляется за какую-то интересную картину и внимательно смотрит на неё, а не на лица людей вокруг. Потому что, что на них смотреть? Лица-то у них одинаковые. С одинаковыми выражениями, странными или плаксивыми, только у одной из девочек глаза такие серьёзные, пусть и испуганные немного.

– Я требую проведения профилактической беседы на эту тему, – мама Андрюши кажется очень рассерженной. Директор стискивает зубы.

– Ну, вы ведь понимаете, Андрюша у вас ребёнок, ну такой, – он задумчиво пожевывает нижнюю губу, пытаясь подобрать нужное слово, – скажем так, особенный…

– Он просто тупой! – встревает один из мальчишек, за что тут же получает от своей матери подзатыльник. Андрюша же, начиная понимать, что все здесь собрались из-за него и все такие злые тоже из-за него, опускает голову и зажимает уши руками. Вокруг поднимается всё больший гомон, все ругаются, кричат, обвиняют друг друга…

– А может, – внезапно раздается звонкий девичий голосок, – может, кто-нибудь поговорит не с нами, а с ним? – Андрюша поднимает глаза и встречается взглядом с той серьёзной девочкой. Она явно собирается продолжить фразу, когда её перебивает директор.

– С ним много кто разговаривает.

– С ним либо сюсюкаются, либо оскорбляют, – голос девочки начинает дрожать. Она сжимает кулачки и быстро проговаривает: – Просто увидьте в нём человека и поговорите с ним, объясните, чем он болен, и помогите ему.

В воздухе повисает тишина. Абсолютно все смотрят на девочку, и та пугается такого пристального внимания, решив, что сказала что-то не то. Пара крохотных слезинок катится из её серьёзных глаз, и Андрюше становится так её жаль, что он поднимается с места и, доковыляв до неё, успокаивающе гладит по плечу.

Тишину нарушает голос мамы. Мама, сдерживая слёзы, окликает сына и говорит:

– Солнышко, идём, нам надо поговорить.

Андрей улыбается девочке и на прощание ещё разок ободряюще сжимает её плечо.

– Всё хорошо, – произносит он, привычно глотая согласные и обращаясь то ли к девочке, то ли к самому себе. Это «всё хорошо» звучит очень расплывчато и не особо обнадёживает.

Тем не менее девочка тепло улыбается ему в ответ. ¢

Тэги: Красная Площадь Класс
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • У стен Кремля

    31.05.2023
  • Надежда на счастье

    17.08.2022
  • Месяц с тобой

    17.08.2022
  • Никто не ушёл без книги

    08.06.2022
  • «Переступив порог мастерской»

    03.06.2022
  • Месяц с тобой

    22 голосов
  • Верность книге

    19 голосов
  • Инспектор Саня

    17 голосов
  • Воины в чалмах

    16 голосов
  • Встретимся на Красной площади

    15 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS