Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 июня 2022 г.
  4. № 24 (6838) (15.06.2022)
Искусство Культура

Беспризорные картины

Таковыми их сделала очередная оптимизация

15 июня 2022

Свои картины он создавал без единого мазка масляной или какой-либо другой краски. Весной, когда листва под ногами окончательно выцветала и уже не способна была менять свой колер, он отправлялся в пригородные леса и собирал «краски». Свой поразительный метод Александр Юрков называл флорийской мозаикой. Ещё совсем недавно его работы можно было увидеть в картинной галерее, теперь – только на фотографиях.

 

Проходил недавно мимо выставочного комплекса, что на главной площади Нижнего Новгорода возле стен 500-летнего кремля, как меня остановил приличного вида джентльмен и спрашивает с обидой в голосе:

– Википедия утверждает, что здесь, – он ткнул пальцем в старинное здание, – расположена выставка работ уникального художника Юркова. Сунулся, а мне говорят: нет никакой выставки. В кои веки побывал в вашем красивом городе, но…

– Всё врут календари, – ответил я словами из комедии Грибоедова «Горе от ума».

Ответить-то ответил, а на душе стало мерзопакостно, что так жёстко, по-чиновничьи, обошлись с памятью и творческими заслугами Александра Николаевича Юркова (1935–2014), родоначальника флорийской мозаики. Своё кредо художника Юрков остроумно определял так: «Леса, деревни, реки, горы леплю мозаикой из флоры». «Леплю» – это несколько уничижительное, но верное по сути определение. Листья Юрков расщеплял на кусочки, порой на волокна и наклеивал их на картон обычным поливинилацетатным клеем (ПВА), разглаживал в меру горячим утюгом – и картина готова. И тут не надо ставить слово «картина» в скобки – это были шедевры, никем не повторённые. Тонкая работа пальцев, уникальное пространственное воображение и цепкая зрительная память, упорный каждодневный труд с любовью к профессии, людям и родной природе. Порой сюжет картин настолько грустен, что перед такими, как «Родительский дом», «Доступное жильё», хочется плакать.

Александр Юрков не был художником-самоучкой. Родился он в семье рукодельного крестьянина, раскулаченного и сосланного в глухомань Томской области. С детства рисовал печным углём и вырезал по памяти из бересты (с бумагой было трудно) фигуры лошадей, собак, кошек. С обозом, как Ломоносов, в 14 лет поехал учиться в Красноярскую художественную школу и был принят без лишних вопросов. С этого же возраста стал работать в театре художником-постановщиком. Несколько позднее Юрков окончил училище искусств. Официальные источники сухо сообщают о нём – российский художник, сценограф, график, живописец, бутафор, создатель техники флорийская мозаика, член СТД РФ (ВТО) с 1959 года. С 1976 по 1986 год – главный художник Горьковского академического театра драмы.

Юрковские картины, доселе невиданные, охотно раскупались, особенно иностранцами. И потому Александр Юрков был для нижегородских правителей, творческой интеллигенции самой что ни на есть изюминкой на торте, которым потчуют самых дорогих гостей. Из его интервью «Независимой газете» в 2008 году: «Вот и сегодня посла жду. Из какой страны? Не знаю, забываю я их. А вчера немцы здесь пили. Их ко мне прямо с выпивкой и закуской привезли. Они в Нижний на фестиваль Баха приехали. Один из них, профессор, у меня ещё картину купил».

Да, он продавал картины. Чтобы иметь кусок хлеба, купить клей ПВА (всем известно, какие мизерные пенсии были в начале 90-х годов), реализовать свою мечту об именной картинной галерее. Юрков за свой счёт отремонтировал подвал старинного дома и выставил там в 1998 году свою коллекцию. Назвал он её «Юрковка». В этот подвал в центре города повалил народ, в том числе и иностранного происхождения, скажем так.

Жизненный опыт подсказал Юркову, что надеяться на родственников как хранителей его коллекции нельзя. Умирая, он завещал картины своей верной помощнице и соратнице Гелии Александровне Деулиной, директору Нижегородского государственного выставочного комплекса. Деулина, выполняя завещание Юркова, разместила их в руководимой ею галерее. Так создалась постоянно действующая выставка «Юрковка», любимый объект не уменьшающегося с годами притяжения горожан и гостей города, в том числе очень именитых.

Но в сентябре 2020 года начальственный зуд оптимизации толкнул областных руководителей от культуры соединить художественный музей с выставочным комплексом и одновременно сократить одного из директоров. Сокращённой оказалась Деулина, а заодно и картины Юркова. Опасаясь за их сохранность, она приняла их по акту (168 картин) и перевезла в укромное место, подходящее для хранения. Но работы самобытного мастера не должны прятаться в «укромном» месте. Деулина это понимает, чиновники от культуры – нет. Все её многочисленные обращения, предложения и попытки найти постоянное место для уникальных произведений Юркова наталкиваются на холодный отказ…

24-ivanovskoe_golodaevo._2004.jpg

А.Н. Юрков. Ивановское голодаево, 2004 г.


 

Тэги: Михаил Чижов Александр Юрков
Обсудить в группе Telegram

Михаил Чижов

Михаил Павлович Чижов — член союза писат... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кто он, Пётр Первый?

    08.06.2022
  • Красная палатка как сигнал бедствия

    19.01.2022
  • Бульдозером по истории

    12.01.2022
  • Исповедь народа

    15.12.2021
  • Воспитание чувств

    31.08.2021
  • Невозможное возможно

    74 голосов
  • Давайте разберёмся

    44 голосов
  • Память о страстотерпцах

    40 голосов
  • Какая боль!

    38 голосов
  • Исповедь народа

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS