Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 июня 2022 г.
  4. № 24 (6838) (15.06.2022)
Колумнисты

Новые перекати-поле

15 июня 2022

Не мной замечено, что каждый период жизни страны сопровождает расцвет того или иного эстетического жанра. В 20-е годы прошлого века лидировал театр. В конце 50-х умами и сердцами овладела поэзия. Позже на первый план вышла авторская песня. 80-е годы (как мы радовались, что бесцензурные) обрушили на граждан, на молодёжь лавину шоу-бизнеса. Из будоражащего развлечения (ура, «тоталитаризм», «коммуняки», «застой» ушли!) он постепенно превратился в способ жизни, в своего рода философию и даже идеологию. Задержался надолго – не как предшественники. И речь не только о тех, кто с гитарой на сцене, – понятие гораздо шире.

Забывается, что люди, особенно молодые, с мучающими их жизненными вопросами многие десятилетия обращались к творениям писателей, поэтов, кинематографистов, музыкантов высокой культуры. Их стали теснить те, кто сам себя назначил или был зачем-то выдвинут в строй звёзд нового времени, ставших проводниками по жизни. Некоторые из этих персон, подчас одарённых, постепенно взяли на себя даже не роль фрондёров (что присуще творческим людям), а роль противников, идейно несогласных не только с властью, но и со своими соотечественниками. При этом теперь они даже не хотят искать аргументы, что-то объяснять. Полагают: им и так должны верить.

Конечно, у всех нас известия не только о российских, но и о растущих украинских потерях вызывают большую печаль. Военных действий всегда хочется избежать. Но значит ли это, что каждый готов порвать с отечеством и махнуть на Антильские острова? Да и немногие имели возможность обзавестись даже не виллой, а просто домом с видом на море. Зачем это, если своя страна роднее? Не так много и тех, кто готовился встречать в чужих краях старость путём «корректной эмиграции» (мол, своё отдал, могу отдохнуть). Хотя это незазорно.

Увы, чего-то похожего на корректность у новых перекати-поле я не замечаю. Наоборот, они постоянно напоминают о себе. Некоторые подают себя и вовсе как оскорблённых жертв, непонятых правдоискателей. Редко кто уехал, но помалкивает, в себе разбирается. Это ещё можно понять. Например, Горький тоже покидал Россию, но грязь на неё никогда не лил.

Впечатление, что расстаться с родиной для кого-то ныне – как лет тридцать назад сжечь в прямом эфире партбилет. Не совершив подобного, публичный человек рискует сойти с круга, прослыть ура-патриотом, лохом. Уж если зазвездился, изволь демонстративно избрать «цивилизованную» державу для местожительства! Лично для меня тут звезда из звёзд Александр Глебович Невзоров. Кем только не бывал неугомонный многостаночник: и диссидентом, и неистовым репортёром, и народным избранником, и коневодом, и даже твёрдым патриотом. Для меня не стало неожиданностью, что с отечеством Невзоров вконец расплевался, избрав приют на берегах Днепра. Наверное, вскоре объявит себя новым Симоном Петлюрой, предводителем сичевых стрельцов. Лишь бы всегда оставаться на виду!

У Александра Межирова есть строки: «Может Родина сына обидеть / Или даже камнями побить./ Можно Родину возненавидеть –/ Невозможно её разлюбить».

Нашу элитную попсу Родина не обижала. Она ей благоволила, её лелеяла. И что в ответ?.. Именно нелюбовь, явная или скрытная, презрительность в момент, когда Отчизна и её армия особенно нуждаются в поддержке. Как человек, всякое повидавший на писательском веку, не мог такого представить. Но, конечно, в этом не художественный жанр виноват.

Тэги: Анатолий Макаров
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Макаров

Макаров Анатолий Сергеевич — писатель, пе... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Пепел и алмаз

    03.11.2021
  • Кому нужны Банионисы

    31.08.2021
  • Урок Хармса

    30.03.2021
  • Шаурма и Сталин

    19.01.2021
  • Богема и «бомонд»

    14.10.2020
  • Урок Хармса

    73 голосов
  • Кому нужны Банионисы

    60 голосов
  • Богема и «бомонд»

    37 голосов
  • Шаурма и Сталин

    32 голосов
  • Песни Соловьёва-Седого пережили время. Почему? В чём их обаяние?

    27 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS