Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 июня 2022 г.
  4. № 24 (6838) (15.06.2022)
Искусство Культура

О тех, кого помню и люблю

Записная книжка режиссёра

15 июня 2022
Народная артистка СССР Людмила Гурченко играла в мюзикле  А. Житинкина  «Бюро счастья»

В книжных магазинах появилась новая книга о театре – «Приключения режиссёра», написанная культовым режиссёром, народным артистом России Андреем Житинкиным, спектакли которого знает вся Москва. Любая его постановка – всегда неожиданное открытие. Она может быть скандальной, шокирующей, может быть лирично-романтической, но никогда не тривиальной. Вот и его новая третья книга – это ещё одна постановка, созданная в манере Житинкина, где он рассказывает о тайнах своей профессии, о том, как появляются спектакли и как работают актёры, каждый раз проживая новые жизни.

– Меня всегда поражало, что от театра ничего не остаётся, – рассказал «ЛГ» автор. – Даже спектакли, записанные на плёнку, теряют свою атмосферу. В книге я постарался восполнить этот пробел и передать нерв репетиций. Как говорил французский классик Альбер Камю: «Театр – это внутренние приключения». В данном случае это мои приключения…

ИЗ КНИГИ: «Однажды я случайно уронил свою записную книжку на трюмо и в зеркале обнаружил неожиданную трансформацию. Алфавит раскрытой книжки начинался… не с привычного – от А до Я, а как бы наоборот, с конца – от Я до А…

Эта книга – своего рода ненормальная записная книжка, её можно (и даже нужно) читать с любого места, в любом порядке, с любой буквы.

В искусстве не может быть строгого порядка, равно как и абсолютного хаоса, поэтому всё-таки есть деление на главки. Это не мемуары, не занудные теоретические исследования, а момент точечной фиксации, связанное со мной, в ускользающем театральном процессе.

Поэтому да простит придирчивый читатель вашего покорного слугу за то, что начинается этот «бисер» с буквы «Я» (вроде бы нескромно). Но это коварные шутки моего трюмо…»

Режиссёр работал во многих театрах – им. Ермоловой и Моссовета, Табакова, Сатиры, на Малой Бронной… Там он поставил один из самых потрясающих своих спектаклей – «Нижинский, сумасшедший божий клоун» с Александром Домогаровым, с которым сделал на моссоветовской сцене «Он пришёл» Пристли, «Мой бедный Марат» Арбузова, «Милый друг» Мопассана.

ИЗ КНИГИ: «Терехова – партнёрша Домогарова по «Милому другу» – часто на сцене и в жизни жила на открытом нерве.

Домогаров точно такой же. Терпеть не может, когда в глаза говорят одно, а за глаза другое, не принимает двуличия. Бывает до ненормальности обидчив, никогда не прощает предательства. Я перетащил его в Театр Моссовета, когда ставил «Моего бедного Марата». Саша сразу получил главную роль…

Однажды в самолёте дал ему почитать пьесу «Нижинский, сумасшедший божий клоун».

– Я танцор? – удивился Домогаров.

– Только не паникуй! Пьеса эта о балете без балета…

Саше понравилось. Мы сразу договорились, что балет в нашем спектакле – не блёстки и мишура, а пот, кровь и слёзы, физические увечья, обмороки, болезни, предательства. Предлагали постановку Театру Моссовета, Театру Табакова. Все отказали. С Домогаровым пришли на Малую Бронную.

Когда на «Нижинского…» билеты стали спрашивать от метро, Табаков удивился:

– Ну что, получилось, Андрейка?

– Ещё как получилось! Надо иногда рисковать, Олег Павлович!

У Саши сложный характер, сам признаёт. Для режиссёра счастье иметь актёра без кожи, мгновенно вспыхиваюшего. Но это и опасно, ведь сцена и жизнь могут поменяться местами. Домогаров об этом знает, но ничего не может с собой поделать. Я говорю: поскольку актёр сам и скрипка, и скрипач, необходимо себя беречь. Из всех бед – раннего ухода родителей, гибели сына – Сашу вытягивает только работа. Она его спасательный круг. Жаль, что в Театре Моссовета об этом забыли».

Житинкин всегда в поиске, всегда открыт для самых разнообразных независимых проектов и предложений продюсеров. Но, как говорится, удача благоволит храбрым…

ИЗ КНИГИ: «Спектакль «Свободная любовь» по пьесе Леонарда Герша родился из некоего противостояния продюсерам. Я решил, что в финале знаменитого бродвейского хита «Эти свободные бабочки» у нас не будет хеппи-энда. В истории про слепого музыканта много смешного, но она по большому счёту трагическая. По сюжету появляется мама и начинаются конфликты. Я сказал:

– Хочу, чтобы маму играла Ирина Купченко.

– Так она совершенно бесконфликтный человек, религиозный.

– Вот и хорошо.

Настоял на том, что главную роль будет играть Дима Дюжев, мне нравился его Космос в «Бригаде». В спектакле есть сцена ночи любви с главной героиней, где он спрашивает:

– Ну как?

– Это было, это было невероятно, – она ищет слово, – это было… как космос какой‑ то!

В зале, конечно, смех, аплодисменты. Мы придумали этот текст специально, у американского драматурга такой реплики не было.

В финале этого спектакля герой Дюжева плачет. Для мужчины вроде бы странно по-настоящему плакать, но внутренне он оплакивал своих близких, ведь у Димы в жизни были трагические потери. И это тоже своего рода очищение. Выход из тупика. Когда выпускали спектакль, Дюжев не был женат, а сейчас у него замечательная семья: жена Таня, дети.

Помню, куда бы мы ни приезжали на гастроли с этим спектаклем, Дима с Ириной Петровной сразу шли в храм. Труппа ещё спит, а они заказывают машину и уезжают на службу. На сцене Купченко и Дюжев сыграли жёсткий дуэт, а в жизни притянулись, оказались духовно близкими людьми…»

Сегодня Андрей Житинкин – ведущий режиссёр-постановщик Академического Малого театра. На прославленной сцене он выпустил «Любовный круг» Сомерсета Моэма с легендой отечественного кино и театра Элиной Быстрицкой, «Пиковую даму» Пушкина с потрясающей Верой Васильевой, «Маскарад» с выдающимися артистами Борисом Клюевым и Борисом Невзоровым, «Большую тройку» с непревзойдёнными мастерами Малого – Василием Бочкарёвым, Валерием Афанасьевым, Владимиром Носиком.

Тех, с кем он работал, помнит всегда…

ИЗ КНИГИ: «МихМих Козаков был в шоке, когда узнал, что я собираюсь поставить «Пиковую даму» в Малом театре. Рассказал мне случай, когда он сам пытался снять фильм по этой повести, и закончилось всё тем, что с нервным срывом он попал в психиатрическую больницу – после того как выбежал из «Ленфильма» с криком: «Старуха! Она меня убьёт!» Был грандиозный скандал.

Потом эту картину пытались другим режиссёрам отдать – никто не согласился. И тогда её вообще закрыли. А Козаков с тех пор, говоря о Пушкине, боялся даже упоминать название «Пиковая дама». Только «эта повесть»! В общем, он утверждал, что и мне плохо будет, если я возьмусь за «Пиковую даму». И мне действительно пришлось непросто, потому что Элина Авраамовна Быстрицкая, игравшая Графиню, за полтора месяца до премьеры вдруг поняла, что физически не сможет работать. Спектакль был на грани срыва. И тогда Быстрицкая позвонила, наверное, единственной актрисе, к которой относилась с симпатией, – Вере Кузьминичне Васильевой. И Вера Кузьминична просто чудом, за месяц с небольшим, ввелась на эту роль! Совершила подвиг!

Но предсказанная Козаковым беда случилась, когда Васильева за кулисами запуталась в своём роскошном платье («игральной карты» Пиковой дамы) и упала, вывихнув ключицу. Ей было адски больно, но она переоделась и вышла на сцену. Но это было ещё не всё…»

В театре всегда «ещё не всё»! Книга Андрея Житинкина «Приключения режиссёра» о том, как непредсказуем, причудлив, коварен, прекрасен и бессмертен театр, существующий уже не одну тысячу лет. И всё потому, что по-настоящему ему служат люди, влюблённые в него бесконечно… Андрей Житинкин – один из них.

Жанна Филатова

 

Тэги: Андрей Житинкин Жанна Филатова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • История любви и смерти

    23.03.2022
  • «Обожаю делать из зрителей соучастников»

    18.11.2020
  • Полёт стрекозавгуста

    13.08.2020
  • Звёздный час «Бала воров»

    19.06.2019
  • История любви и смерти

    11 голосов
  • «Обожаю делать из зрителей соучастников»

    10 голосов
  • Полёт стрекозавгуста

    5 голосов
  • Звёздный час «Бала воров»

    2 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS