Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 июня 2022 г.
  4. № 24 (6838) (15.06.2022)
Литература

Остров невезения и нелюбви

15 июня 2022

Вера Богданова. Сезон отравленных плодов. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022. – 348 с.


«Но пока Женя не знает, что же она устроит. Пока Жене шестнадцать, она отдыхает у бабушки на даче, сидит на дубе у калитки и кусает яблоко. Яблоко невыносимо кислое, хуже лимона: зеленоватое, в бородавках парши, размером с младенческий кулачок. Хотя удивляться нечему. На дачных болотистых сотках растёт семь старых яблонь, и все они плодоносят совершенно одинаковой кислятиной».


Новый роман Веры Богдановой – подчёркнуто актуальный, подчёркнуто женский, подчёркнуто поколенческий. В центре – любовный треугольник, инцестуальный причём: девочка Женя любит двоюродного брата Илью, а её, в свою очередь, обожает его сестра Даша.

Несмотря на сады и поля, здесь мир не Набокова с Тургеневым, а скорее звягинцевской «Нелюбви», которая вовсе не ненависть, а холодное безразличие. Многие сравнивают «Сезон» с «Нормальными людьми» Салли Руни – но Богданова оказывается намного искуснее в смысле композиции: если Руни покорно следует ожиданиям читателя и сервирует то, что заказывают, то Богданова управляет его вниманием сама, играет, виртуозно использует систему пролепсисов и аналепсисов.

Итак, к сюжету: любовь оказывается взаимной, Илья впервые целует Женю, а на следующий день уезжает обратно в Москву, которая к тому времени вся «взрывается и горит» в огне терактов. Изгнание и потерянный рай – без библейских ассоциаций, разумеется, не обходится.

Плод запретный – в первую очередь инцест (поцелуями под луной дело не обходится). Теракты происходят всё чаще, и главная героиня начинает чувствовать, будто это она виновата: это за её грехи падают самолёты, умирают заложники на Дубровке, взрываются люди в вагонах метро. Контраст благостного мира дачи и пекла Москвы так силён именно потому, что за ними противопоставление рая и ада.

«Дымились припаркованные за палатками тачки, и от метро тоже шёл дым. Там, на асфальте, лежал человек, были видны ноги в разодранных штанах. Женину руку пекло, она была ободрана и кровоточила. Звуки постепенно возвращались, какой-то заунывный кошачий вой ввинчивался Жене в голову, казалось, ещё немного – и стошнит. Спустя время Женя поняла: кто-то стонал неподалёку, лёжа на траве».

Плод – это, конечно, ещё и ребёнок Жени и Ильи. Тема детей и родителей не главная в «Сезоне», но она важна: в извращённый и странный мир нелюбви помещают именно родители, они его созидают. Якобы «отравленный» ребёнок инцеста, плод любви, умирает, но рождаются дети «правильные», нежеланные и ненужные, которых обрекают на муки, – как сын Даши, младшей сестры Ильи. Круг замыкается.

И да, плоды отравленные – ещё и само поколение тридцатилетних, которым модель мира не оставила другого выбора. Что ни делай, мир рушится, родители не любят, не научатся этому уже никогда. Панорама текста вот какова: в центре колышутся двое живых ростков, а вокруг них всё мертвое и уродливое.

Женская проза всё больше и больше говорит о том, как на самом деле устроены русские семьи, где нежности и заботы маловато. Разные писательницы находят и разные ответы, как выживать без этого запаса, в чём находить спасение, как выйти из замкнутого круга.

Скажем, ответ Анны Матвеевой – служение. У Натальи Мещаниновой – прощение. У Репиной ответов нет вовсе, только отчаяние. Какую-нибудь Тове Дитлевсен спасает её открытость миру и работа, работа, работа, у Оливии Лэнг ответ на всё – искусство.

Вера Богданова же называет любовь, любовь, и только. С ответом не поспоришь, но в то же время он кажется слишком наивным, что ли: героиня идеализирует любовь, растворяется в своих мечтах о прошлом, тонет в них. Великодушный автор даёт её мечтам сбыться, и финал романа порадует сердце любого чуткого читателя.

Эту радость, правда, смазывает судьба второй героини, Даши. Муж устраивает ей концерты, муж угрожает, муж приковывает наручниками к батарее и бьёт – Даша как раз выходит замуж за своё детство в полной мере и повторяет сценарий нелюбви.


Саня садится за стол, глядит на Дашу сверху вниз.

Зай, ты развестись решила, что ли?

Я же тебе не разрешал, зай, он говорит и наливает водки, хлопает одну. Закусывает солёными огурцами из банки, стояла в холодильнике.

Я тебя не отпускал.

Он поднимается, подходит к Даше.

Приказа такого не было, ты поняла?

Он бьёт ногой в живот, туда, где яд.


Тут как раз никакого романтизма, портрет абьюзера удаётся очень точным, страшным и выпуклым – в отличие от той развязки, где Илья и Женя уходят в красивый закат, держась за руки. Хорошо, если речь и вправду о спасательной силе любви. Плохо, если автор, сам того не осознавая, говорит о – выражаясь терминами, которым наследует проблематика романа, – поиске спасателя. Хочется верить в их счастливый финал и сводить к нему все ниточки, но внимательный читатель делает это с трудом и чувствует даже подвох.

Потому что реальная жизнь, увы, обманывает. А главная героиня, Женя, не находит никаких других подпорок, кроме романтической любви к Илье из полудетского воспоминания. Получается прямо как в сказке: после долгих странствий и тяжёлых испытаний мы оставляем героев на пороге счастья, которое они наконец заслужили.

Но вот что начинается за тем порогом, сказка никогда не рассказывает.

Анастасия Сопикова

Тэги: Анастасия Сопикова Женская проза с Анастасией Сопиковой Вера Богданова
Обсудить в группе Telegram

Анастасия Сопикова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Долг» – мужское слово?

    02.02.2022
  • Зайки, самолётницы и прочие

    29.12.2021
  • Богатыри – не вы

    24.11.2021
  • Круговое движение в темноте

    12.10.2021
  • По правилам ремесла

    05.05.2021
  • Круговое движение в темноте

    13 голосов
  • По правилам ремесла

    9 голосов
  • Зайки, самолётницы и прочие

    7 голосов
  • «Долг» – мужское слово?

    5 голосов
  • Богатыри – не вы

    5 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS