Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 июня 2013 г.
Политика Настоящее Прошлое

Сызмальства!

25 июня 2013

В российской начальной школе нет уроков истории. А нужны ли такие уроки? Как закладывается фундамент патриотизма, как осознать себя наследником нашего многообразного прошлого? Необходим ли курс «Рассказов по истории Отечества» для начальной школы?

Пётр АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО, председатель Русского исторического общества:

– Первоначальные сведения об истории нашей родины я, как и другие мои сверстники, получал из книг. Детская литература в советское время была превосходной! Из книг, которые мне запомнились тем, что я их постоянно перечитывал, могу назвать «Книгу будущих командиров» Анатолия Митяева – прекрасную развивающую книгу по военной истории. Это не единственная работа Митяева и не единственная книга по истории для детей, но для меня – самая памятная.

Без уроков истории в школе постижение нашего прошлого получается обрывочным. Изучение истории, на мой взгляд, только и может быть системным. Потому и надо начинать в первых классах. Система эта должна развивать у детей чувство ответственности за свою страну. И уж, конечно, для детей эта система должна быть увлекательной, использующей эффектные художественные приёмы. Рассказы, стихи, фильмы – всё нужно использовать.

По мне, насущной идеологией для русских в XXI веке является идеология «сбережения народа». Всё, что помогает сбережению, – хорошо, всё, что не помогает, – плохо. Вот этому, думаю, и стоит учить граждан России сызмальства, в том числе и на исторических примерах.

Ольга ЕЛИСЕЕВА, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН:

– Поддерживаю и рассказы, и комиксы, и мультфильмы по истории. Любая форма, которая позволит фактам из нашего прошлого «застрять» в голове у сегодняшнего школьника, хороша. Лишь бы не было слишком назидательно. Ведь современный человек подсознательно рассматривает нравоучение как форму наказания за ещё не совершенные им плохие поступки, отсюда и нежелание слушать.

Наши западные коллеги давно отчаялись «всучить» своим школьникам знания только в учебниках, таблицах и задачниках (ведь ныне и в гуманитарных дисциплинах есть задачи). Например, в Англии лет десять назад сняли несколько мультфильмов по пьесам Шекспира, чтобы хоть как-то заставить молодёжь читать.

Есть одно существенное «но» – объём рассказов по истории. Подходят только короткие. Наши дети способны освоить гораздо больше информации, чем мы, но не могут долго концентрировать внимание на одном и том же. Перескакивают, ищут опоры – отсюда стремление к картинке, визуальному символу. Сочетание краткости и иллюстрированности, на мой взгляд, – ключ к успеху.

Павел ДАНИЛИН, историк, политолог, директор Центра политического анализа ИТАР-ТАСС:

– Я убеждён, что уроки истории в начальной школе необходимы. Базовое изучение истории начинается с пятого класса – поздновато! По сути дела, дети лишены комплексного понимания истории. Образы истории Отечества возникают только эпизодически – на уроках чтения или на факультативах. Это неправильно. А ведь у нас есть прекрасные пособия по истории для детей – в картинках, в стихах. Там дельно описаны события русской и мировой истории. «Сто рассказов по русской истории», «Наша древняя столица» Натальи Кончаловской – всё это талантливые книги, и их вполне можно было бы объединить в цельный курс истории для начальной школы.

Я за изучение истории с первого класса. Сначала – стихи, рассказы. А с пятого класса – уже не в виде занятных анекдотов (использую этот термин в первоначальном смысле!), а в виде продуманной программы, которая учит пониманию исторических процессов.

Наши дети и без уроков истории впитывают обрывки исторических знаний – их нужно систематизировать. Как отец, я наблюдал, что и в детском саду ребята обсуждают исторические темы. Спорят о Ленине и Сталине... Это неправильно. Существуют методы системного обучения младших школьников и старших дошкольников, и грех не воспользоваться ими. Повторюсь: нужно системное знание!

Помню, родители подарили мне красочную книгу «Страницы истории СССР» С. Сырова. Они не сомневались, что меня такая книга заинтересует. Запомнился даже год издания – 1979-й. Книга давала представления об истории нашей страны с древнейших времён, написана она увлекательно, полиграфическое исполнение и иллюстрации тоже были на высоте. Эта книга (кстати, она была предназначена главным образом для иностранцев, изучающих русский язык и нашу страну) во многом открыла для меня историю. Читал я и книги издательства «Детская литература», среди которых многие были посвящены эпизодам нашей истории – в особенности героическим. А кто из нас в детстве не читал лермонтовское «Бородино»? Это тоже урок истории.

Со второго класса я по собственной инициативе штудировал учебники истории старших классов. Мне это было интересно. Повлияли на историческое сознание и такие книги, как «Легенды и мифы Древней Греции», «Илиада» и «Одиссея». И русские былины, эти памятники мировой литературы, меня увлекали. Кстати, в середине 80-х годов русский эпос – былины, сказания – издавали неплохо, в том числе и в виде адаптаций для школьников. А уж потом я с увлечением читал Карамзина, Ключевского…

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Место силы

    04.07.2025
  • Как разведка США работала против СССР

    03.07.2025
  • Россия, Иран, а далее – Китай

    02.07.2025
  • Следы дуче

    26.06.2025
  • «Да вы мэтром стали»

    26.06.2025
  • Диалектик

    582 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Нарушая правила

    375 голосов
  • Большой скачок первой пятилетки

    342 голосов
  • Операция «последний генсек»

    311 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS