САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Отгибает от покоя

22.02.2021
Отгибает от покоя Заслуженный деятель искусств России Александр ПУДИН поздравляет поэта Александра МЕДВЕДЕНКО с днем рождения.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2016 год
  • № 25-26 (6557) (29-06-2016)
  • Измучившиеся грёзами

Измучившиеся грёзами

Гиренок Фёдор

Измучившиеся грёзами

Колумнисты ЛГ / Философские беседы
Гиренок Фёдор

Теги: философия , метафизика , антропология

Чем лучше устроен социум, 
тем меньше в человеке человеческого

Антропология есть в любой философии. Но вопрос о человеке в философии не всегда ведёт к антропологии. Он часто застревает в том, что может быть названо человековедением. Повороту к антропологии предшествовало увлечение метафизикой. Но уже во времена Хайдеггера выяснилось, что в вопросе о сущем не содержится ответ на вопрос о том, что есть человек. Осталось только узнать, не содержится ли сам вопрос о сущем в вопросе о человеке.

Философия ещё недавно отождествляла себя с феноменологией и критиковала Канта за попытку свести всю философию к ответу на вопрос о том, что есть человек. Но прав оказался не Хайдеггер, а Кант. Антропология существует не в качестве региональной онтологии, а как способ мысли, который отдаёт себе отчёт в том, что человек – это субъективность, рождающая аффект.

Быть человеком – это значит иметь какую-то историю, которую трудно или вообще невозможно уловить через телесную организацию человека. Конечно, в мире существуют только тела и силы, но эти тела не соотносятся с собой, не говорят от первого лица. Человек является телом, которое соотносится с собой, то есть грезит. И в этом смысле он принадлежит другому миру, не природе.

Человек – это история взлётов и падений того, кто, по словам Платона, может быть больше себя или меньше себя. Того, кто пытается, как говорит Хайдеггер, подняться над собой. В этом подъёме важно удержаться, а не рухнуть вниз в распростёртые объятия натуры, того, причиной чего человек не является, что живёт само собой без нашей поддержки.

«Подняться над собой» – это и есть то, что философы издавна называли бытием. Быть человеком – это значит соотносить себя с собой и подниматься в этом соотнесении над собой, удерживая себя в этой вертикали подъёма. В подъёме нет никакой коммуникативной пользы. Он не ведёт к новым практикам, к новому использованию вещей. Он прерывает горизонтальное существование человека, в котором человек выступает как вещь среди вещей. Стать ниже себя – значит унизить себя, учредить в себе нечеловеческое начало.

Задача человека состоит в том, чтобы привести себя к самому себе. Всё остальное – игра социума, уловки языка и кажимости прогресса. Но как привести себя к себе, если человек не совпадает с самим собой? Как подняться над собой, если чем лучше устроен социум, тем меньше в человеке человеческого?

Сегодня мы живём в режиме какого-то всеобщего падения. Человек как будто рухнул вниз, вернулся в платоновскую пещеру. И мы не только гордимся этим падением, мы гордимся ещё и тем, что мы утратили уникальность своего существования. Гордимся тем, что мы сегодня ничем не отличаемся от животных. И эта гордость заполняет пространство когнитивных наук, наук о мозге и гуманитарных прагматик.

В начале ХХ века философию ещё интересовал вопрос: «Что есть человек?» И веру в уникальность человеческого существования ещё никто не называл зоофашизмом. В начале XXI века на фоне всеобщей примитивизации мышления и упоения зоофилией возник вопрос о постчеловеке, о том, что возможно после человека. Со всех сторон мы слышим слова о том, что поскольку человек не может быть больше себя, поскольку он не может быть сверхчеловеком, постольку ему нужно перешагнуть через себя и устремиться к тому, что может быть названо постчеловеком. Мы разуверились в себе. Мы забыли о том, что способ нашего бытия состоит в прохождении через удвоение мира на вещи и представления о вещах. Наши фантазмы, наши представления действуют на нас так же, как действуют вещи. Мы реагируем на свои видения как на внешние стимулы.

Разве, вопрошал Хайдеггер, мы лучше видим или слышим, оказавшись выше самих себя? Но разве мы перестаём видеть, оказавшись ниже себя? Не нужно ли нам опуститься, приземлиться и быть, как все животные организмы, в рамках того кругозора, который нам обеспечен нашей природой? Человек хочет быть тем, что он есть, и не хочет быть тем, чем он может стать. Нас измучили наши грёзы. Мы соскучились по внешним побудительным мотивам.

Человеку, нашёптывает нам наука, не надо подниматься над собой, чтобы быть собой. Ему нужно просто перешагнуть через свою субъективность и стать чистым субъектом. Но чистый субъект совпадает с субъективностью, ибо он сам учреждает свою причину. Тогда как постчеловек – это человек, не управляемый воображаемым, это интеллект, отделённый от сферы сознания. Поскольку пост­человек не грезит, постольку ему не надо что-то решать, и поэтому он ни на что не решается. Нас сегодня затопила какая-то всеобщая нерешительность, и эта нерешительность обеспечивается социальными основаниями. Постчеловеку надо научиться только вычислять и рассчитывать.

Человек ускользает сегодня от того, что было его задачей, и поэтому он может быть схвачен – соматически, психологически и биологически. Наука всегда в случае с человеком сталкивалась с тем, что для неё было невыразимым. Сегодня эта невыразимость непостижимым образом исчезла. Пост­человек выразим в числе, исчерпаем набором фактов своего существования.


Оценить:

Оценка: 5.32 - Голосов: 25

Александр Кукушкин, 02.07.2016

Цитата:
"...Чем лучше устроен социум, тем меньше в человеке человеческого..."

Для начала автору нужно бы чётко определить перечень главных и неотъемлемых при любом раскладе человеческих признаков или качеств, по которым любое млекопитающее или перепончатокрылое смогло бы себя идентифицировать.
Цитата: "...Чем лучше устроен социум, тем меньше в человеке человеческого..." Для начала автору нужно бы чётко определить перечень главных и неотъемлемых при любом раскладе человеческих признаков или качеств, по которым любое млекопитающее или перепончатокрылое смогло бы себя идентифицировать.

Виталий Веселовский, 03.07.2016

;) Для начала автору надо бы оставить этот тон:
"Антропология существует не в качестве региональной онтологии, а как способ мысли, который отдаёт себе отчёт в том, что человек – это субъективность, рождающая аффект."
- и взять человеческий.
;) Для начала автору надо бы оставить этот тон: "Антропология существует не в качестве региональной онтологии, а как способ мысли, который отдаёт себе отчёт в том, что человек – это субъективность, рождающая аффект." - и взять человеческий.

Виталий Веселовский, 11.07.2016

Словоблудие
-----------------
"Так называется неумеренное и бессмысленное пользование словом, выражающееся как многословие, пустая и вздорная болтовня, пустые разговоры, фразерство. Словоблудие – игра словом, спекулятивное его использование при корыстной мотивации. В этом случае слова используются вне идей, бессодержательно и в большом количестве. Иногда словоблудие похоже на краснобайство, иногда на демагогию Словоблудие – результат потери софийного отношения к слову, внутренней нравственности и уважения к человеку."

Словоблудие ----------------- "Так называется неумеренное и бессмысленное пользование словом, выражающееся как многословие, пустая и вздорная болтовня, пустые разговоры, фразерство. Словоблудие – игра словом, спекулятивное его использование при корыстной мотивации. В этом случае слова используются вне идей, бессодержательно и в большом количестве. Иногда словоблудие похоже на краснобайство, иногда на демагогию Словоблудие – результат потери софийного отношения к слову, внутренней нравственности и уважения к человеку."

Виталий Веселовский, 03.07.2016

"Оставьте ваш тон и возьмите человеческий! Заговорите хоть раз в жизни голосом человеческим."
/Ф.М.Достоевский, "Бесы"/
"Оставьте ваш тон и возьмите человеческий! Заговорите хоть раз в жизни голосом человеческим." /Ф.М.Достоевский, "Бесы"/

Михаил Конаков, 04.07.2016

Если философам (и не только философам) не ставят задачи некие "нефилософы", то философ превращается в "словоблудие".
А вообще, задача на "определение человека" не решена. Поэтому разговоры про "меньше в человеке человеческого" не имеют смысла. Мы не знаем, что такое человек, поэтому не можем знать где его "больше или меньше".
Если философам (и не только философам) не ставят задачи некие "нефилософы", то философ превращается в "словоблудие". А вообще, задача на "определение человека" не решена. Поэтому разговоры про "меньше в человеке человеческого" не имеют смысла. Мы не знаем, что такое человек, поэтому не можем знать где его "больше или меньше".

Виталий Веселовский, 05.07.2016

"Чем сложней задача,
-----------------------------------
тем проще её надо решать."
/Евгений Полшков/

"А вообще, задача на "определение человека" не решена."

Решена. Человек - это животное способное улыбаться. Во всяком случае, наблюдаемое появление улыбки в процессе развития ребёнка в первые недели-месяцы после рождения - единственное, что выделяет человеческого детёныша из всего доступного простому смертному в зоопарке щенячьего и зрелого животного разнообразия.


"Чем сложней задача, ----------------------------------- тем проще её надо решать." /Евгений Полшков/ "А вообще, задача на "определение человека" не решена." Решена. Человек - это животное способное улыбаться. Во всяком случае, наблюдаемое появление улыбки в процессе развития ребёнка в первые недели-месяцы после рождения - единственное, что выделяет человеческого детёныша из всего доступного простому смертному в зоопарке щенячьего и зрелого животного разнообразия.

Михаил Конаков, 05.07.2016

Обезьяны тоже улыбаются. Иногда закрывают рукой своё лицо, что-бы другие не увидели выражение лица (обычно скрывают страх перед старшим).
Обезьяны тоже улыбаются. Иногда закрывают рукой своё лицо, что-бы другие не увидели выражение лица (обычно скрывают страх перед старшим).

Виталий Веселовский, 05.07.2016

Ни разу не видел в жизни улыбок обезьян. Возможно, потому что наблюдал их в зоопарке (клетке). Но ребёнок и в "клетке" улыбается.
В интернете много фото гримас приматов, очень похожих на улыбку человеческую. Но в интернете и не то увидишь. Сравните улыбки детей и обезьянок в фото ряду в интернете. Разница очевидна.
;) Впрочем, приматы наши братья по классу (отряду, если быть биологически точным)
Ни разу не видел в жизни улыбок обезьян. Возможно, потому что наблюдал их в зоопарке (клетке). Но ребёнок и в "клетке" улыбается. В интернете много фото гримас приматов, очень похожих на улыбку человеческую. Но в интернете и не то увидишь. Сравните улыбки детей и обезьянок в фото ряду в интернете. Разница очевидна. ;) Впрочем, приматы наши братья по классу (отряду, если быть биологически точным)

Михаил Конаков, 05.07.2016

Отношение к крови у обезьян тоже похоже на человеческое. Если они дерутся, то увидев кровь, сразу начинают обе кричать и разбегаются.
Но , видимо , основной вопрос в другом. Неизвестно, что такое сознание. Пока, вроде, установили, что в единственном числе (у одного человека) оно не существует, и не может появиться.
Отношение к крови у обезьян тоже похоже на человеческое. Если они дерутся, то увидев кровь, сразу начинают обе кричать и разбегаются. Но , видимо , основной вопрос в другом. Неизвестно, что такое сознание. Пока, вроде, установили, что в единственном числе (у одного человека) оно не существует, и не может появиться.

Виталий Веселовский, 06.07.2016

"Пока, вроде, установили, что в единственном числе (у одного человека) оно не существует, и не может появиться."

Ссылку можно?
"Пока, вроде, установили, что в единственном числе (у одного человека) оно не существует, и не может появиться." Ссылку можно?

Виталий Веселовский, 09.07.2016

Лучше обратиться к классикам философии и политологии, известным современным (Кара-Мурза, Панарин, Кургинян, ... ) популяризаторам и актуализаторам их творчества, чем печатать это квазифилософское буриМЭ.

;) Гиренок в "Завтра" подработает с ещё одной страдающей графоманией персоной.
Лучше обратиться к классикам философии и политологии, известным современным (Кара-Мурза, Панарин, Кургинян, ... ) популяризаторам и актуализаторам их творчества, чем печатать это квазифилософское буриМЭ. ;) Гиренок в "Завтра" подработает с ещё одной страдающей графоманией персоной.

Виталий Веселовский, 09.07.2016

;) Впрочем и графособирательство иногда приводит к довольно полезной и в целом правильной статье, как случилось с Воеводиной на сайте Завтра
"Много вузов - мало дела",Татьяна Воеводина, 5 июля 2016
http://www.zavtra.ru/content/view/mnogo-vuzov/

Тоже не без ошибочных положений, конечно.
И главная ошибка Воеводиной, это представление, что только высшее образование готовит к творчеству нового.

Электрик - это не техникум, а ПТУ. И рабочий может творить новое. Обычно это было рацпредложение.

Среднее специальное образование - техникум - тоже не только работа по прописям, не препятствует созданию нового, а просто ограничивает его масштабами производства. Изобретательство - удел хорошего техника.

От окончивших ВУЗ ждут производства нового знания, но на это способны далеко не все. Увы, не только по УЗИ не определишь способностей к научному творчеству, но часто эта способность раскрывается только тогда, когда молодой специалист приходит на кафедры, производство. Ещё Менделеев отмечал в "Заветных мыслях", что надо учить в Высшей школе тысячи, чтобы отловить те десятки, которые способны и хотят заниматься наукой.


;) Впрочем и графособирательство иногда приводит к довольно полезной и в целом правильной статье, как случилось с Воеводиной на сайте Завтра "Много вузов - мало дела",Татьяна Воеводина, 5 июля 2016 http://www.zavtra.ru/content/view/mnogo-vuzov/ Тоже не без ошибочных положений, конечно. И главная ошибка Воеводиной, это представление, что только высшее образование готовит к творчеству нового. Электрик - это не техникум, а ПТУ. И рабочий может творить новое. Обычно это было рацпредложение. Среднее специальное образование - техникум - тоже не только работа по прописям, не препятствует созданию нового, а просто ограничивает его масштабами производства. Изобретательство - удел хорошего техника. От окончивших ВУЗ ждут производства нового знания, но на это способны далеко не все. Увы, не только по УЗИ не определишь способностей к научному творчеству, но часто эта способность раскрывается только тогда, когда молодой специалист приходит на кафедры, производство. Ещё Менделеев отмечал в "Заветных мыслях", что надо учить в Высшей школе тысячи, чтобы отловить те десятки, которые способны и хотят заниматься наукой.

Виталий Веселовский, 09.07.2016

"Ещё Менделеев отмечал в "Заветных мыслях", что надо учить в Высшей школе тысячи, чтобы отловить те десятки, которые СПОСОБНЫ И ХОТЯТ заниматься наукой."

Надо бы так написать: хотят, способны и МОГУТ.
Говорят, что наука требует ЖЕРТВ. Жертв - не хорошо, по отношению хотя бы семье. Лучше сказать - САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ.

...
"Ещё Менделеев отмечал в "Заветных мыслях", что надо учить в Высшей школе тысячи, чтобы отловить те десятки, которые СПОСОБНЫ И ХОТЯТ заниматься наукой." Надо бы так написать: хотят, способны и МОГУТ. Говорят, что наука требует ЖЕРТВ. Жертв - не хорошо, по отношению хотя бы семье. Лучше сказать - САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ. ...

Виталий Веселовский, 11.07.2016

Веллерософам посвящается.
-----------------------------------

"Игре в слова нетрудно научиться,
И тянет, как азартная игра.
Так сложно иногда остановится
В тех в играх «ради красного словца»,
Где в ход идёт твоё, моё, чужое…
Легко привыкнуть грань не замечать,
Ту грань, где начинается святое,
Которую нельзя переступать."

http://www.inpearls.ru/pearls/tag/id/20219/value/slovobludie
Веллерософам посвящается. ----------------------------------- "Игре в слова нетрудно научиться, И тянет, как азартная игра. Так сложно иногда остановится В тех в играх «ради красного словца», Где в ход идёт твоё, моё, чужое… Легко привыкнуть грань не замечать, Ту грань, где начинается святое, Которую нельзя переступать." http://www.inpearls.ru/pearls/tag/id/20219/value/slovobludie

amvict, 11.07.2016

Мой любимый автор "ЛГ" - Ф. Гиренок.
Мой любимый автор "ЛГ" - Ф. Гиренок.

Виталий Веселовский, 11.07.2016

Увы, мнения о Гиренке разделились почти пополам (если не было накрутки голосов).
;) Придётся терпеть.
Увы, мнения о Гиренке разделились почти пополам (если не было накрутки голосов). ;) Придётся терпеть.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
27.02.2021

Сеславинский сожалеет о смерти Петрова

Роспечать выражает соболезнования в связи с кончиной главреда издательства «Молодая гвардия».
27.02.2021

Замшев в гостях у Шаргунова

Главный редактор «Литературной газеты» выступил в популярной передаче «Открытая книга».
27.02.2021

«Великий Гэтсби» станет мультфильмом

Знаменитый роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда выйдет в неожиданном формате.
26.02.2021

Тарская крепость

Первый Сибирский фестиваль искусств открывает прием заявок на литературный, музыкальный и художественный конкурсы. 

26.02.2021

Не стало Андрея Петрова

Через месяц главному редактору «Молодой гвардии» должно было исполниться 62 года.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда