Из картин, вышедших на экраны к 70-летию Победы, самой заметной стала «Битва за Севастополь». Её создатели продемонстрировали угодливое подобострастие к Америке, трансцендентную творческую беспомощность и яркий талант проводить шумные рекламные кампании. В российско-украинском фильме главным повествователем выступает Элеонора Рузвельт – снисходительный наставник Героя Советского Союза Людмилы Павлюченко. Знаменитая женщина-снайпер показана жертвой тоталитарной системы – коммунисты бездушно эксплуатируют хрупкую нимфу с острым глазом. В эпизоде, когда главную героиню награждают новой снайперской винтовкой, артистка Пересильд скромно роняет: «Спасибо». «Служу Советскому Союзу» уроженка Белой Церкви отвечать не должна, этого требует устав украинской политкорректности. «Незламна» – под таким названием вышел фильм на Украине, ненавязчиво мотивируя аудиторию несгибаемо бороться с русской агрессией.
А наименее заметной майской премьерой оказался один из лучших российских фильмов за последние четверть века – «Дорога на Берлин».
Он не получил прессы в России, а на Украине и вовсе показан не будет, несмотря на полтавские корни Эммануила Казакевича. Канонический взгляд на Великую Отечественную войну – непреодолимое препятствие в продвижении фильма к широкому зрителю. Сегодня вообще следование традиции делает успех почти невозможным.
В постсоветские времена это обстоятельство мотивировало художника к поиску необычных ракурсов. Апокрифичность стала едва ли не единственной добродетелью творца. Кинематографисты принялись пытливо изучать феномен предательства. Сочувствие коллаборационистам стало не просто идеологической новацией, но и верным признаком значительности произведения. Под разговоры об окопной правде и неординарных трактовках зрителю презентовались многочисленные «Штрафбаты» и разнообразные «Сволочи». Фильмы эти получали не только общественный резонанс, но и награды. После того как Алексей Гуськов спродюсировал «Четыре дня в мае», в котором советские солдаты представлены насильниками, его наградили орденом «Дружбы». Может быть, потому, что в фильме часть наших воинов мужественно отказалась насиловать девочек из немецкого приюта и, объединившись с группой солдат вермахта, сообща отстояли гуманистические идеалы.
Канонический фильм о Великой Отечественной не был учтив к оккупантам. Но справедливо ли это? Ведь у захватчика во внутреннем кармане – фотография жены с ребёнком, шоколадка для немытого русского дитяти. Поиск «человеческого» во враге стал неотъемлемой частью военного фильма новых времён и даже его сверхзадачей. На фоне демонстрации звериной сущности советской власти это выглядело особенно впечатляюще. Помните торжество европейского гуманизма в нашумевшей «Кукушке»? Помните моральное превосходство просвещённого финского пацифиста над неумеренной воинственностью советского солдата?.. Однако к финалу главные герои почти сдружились, что позволило фильму получить множество призов, в том числе на фестивале с символичным названием «Окно в Европу».
Вскоре нас, судя по всему, ожидает очередной шаг на пути освоения европейских ценностей – «Милый Пётр, дорогой Хайнс». Что-то подсказывает: новый фильм Александра Миндадзе не только покорит московскую интеллигенцию, но и будет позитивно встречен на Украине. Немецкоязычное кино снимали в Никополе, оно, судя по анонсам, и оригинально, и парадоксально.
Апокрифическую традицию постсоветских военных фильмов обычно принято объяснять антисоветскими взглядами создателей. Это верно, но только отчасти. Дело в том, что снять традиционное кино – сложная творческая задача. В рамках канонической традиции образ приходится создавать минимумом выразительных средств, без использования броских сюжетных приёмов, эффектных драматургических конфликтов. Канон советского военного кино требует от создателей существовать в жёстких рамках, где жертва и агрессор, добро и зло – неукоснительно определены.
Зловещие особисты, которым нет прощения, мужественные зэки, у которых своя правда, родившие от нацистов женщины, которых можно понять, рефлексирующие фашисты, амбивалентность которых трудно не заметить, – всё это, по сути, беспомощное нагромождение архитектурных излишеств. Свидетельство неумения лаконично выразить простую мысль, создать мощный и цельный образ.
Фильм «Дорога на Берлин» у авторов получился. Почему? Да просто они изначально руководствовались именно этой целью – сделать традиционное кино. У них хватило таланта блестяще осуществить сложную задачу.
Режиссёр картины Сергей Попов исчерпывающе точно объясняет, выдаёт секрет, как сделать настоящий фильм о Великой Отечественной войне:
«У меня давно была мечта снять картину про войну. Лет семь-восемь назад был неплохой сценарий. Я поехал в Киев на встречу с ветеранами – теми, кто 22 июня реально воевал на границах. Хотел собрать информацию: как заставы были устроены, линия обороны, какой был устав, как они одевались... Я взял камеру, мы встретились в каком-то клубе, было их восемь человек. Постепенно, помимо бытовых моментов, они начали рассказывать каждый свою историю, а в итоге всё свелось к одной мысли: «Только вы, пожалуйста, снимите нормальное, настоящее кино про войну, а то мы последние лет двадцать ждём очередной фильм и разочаровываемся». А в конце – со слезами меня провожали. С тех пор у меня идея снять именно настоящее кино про войну. И хотелось, чтобы перед ними было не стыдно. Как-то раньше получалось снимать у тех, кто войну сам прошёл. А потом это ощущение потерялось. Я пересматривал тысячу раз старые фильмы о войне и пытался понять, что же там такого волшебного, что тебя так за глотку держит».
Режиссёр: Сергей Попов, сценарист: Евгений Никишов, оператор: Шандор Беркеши, художественный руководитель: Карен Шахназаров, в главных ролях: Юрий Борисов, Амир Абдыкаликов.
Знаменитая женщина -снайпер показана жертвой войны. Женщина не предназначена для убийства. Однако героиня убивает, убивает, убивает, убивает... Показано много убитых ею людей. Она ожесточается. Только по иному было нельзя. Она была права. Ее командиры, посылавшие ее в бой были правы. На Украине ненавязчиво напомнили о нашей общей с украинцами истории. Возможно последний раз. Только автору на это плевать. Он уже не критик, а прокурор, судья и палач в одном лице. Обвинил, приговорил, казнил хороший фильм об истории достойнейшего человека.
Телеведы, совесть-то у вас есть? Чего вам хочется: чтобы снайпер Павличенко гоняла по плацу Элеонору Рузвельт? Александр Иванович всё переживал, что многовато в "Битве за Севастополь" евреев. Лучше бы спасибо сказал, что Элеонора в фильме больше похожа на Рузвельта, чем на свой портрет из википедии=)
Не дадим хулить "Битву за Севастополь"!!!=)
Фильм подталкивает к тому, чтобы современники поверили В. Астафьеву, что мы, якобы, победили, завалив немцев трупами.
А ляпов хватает в любых фильмах. Особенно меня бесит, когда киношные солдаты и сержанты ходят везде, где надо и не надо, в касках. Вы когда-нибудь видели строителя или шахтера, которые бы везде таскали на себе вместо кепки каску? В фильме "В августе сорок четвертого" автор романа Богомолов даже фамилию свою убрал из титров из-за такой вот бестолковщины.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться