Современные живописцы меняют время и пространство
В крупнейшем выставочном центре Республики Башкирия ВДНХ-ЭКСПО работает художественный форум «Арт-Уфа».
Главное художественное биеннале Урала второй год собирает на своей территории лучших художников республики, страны и мира. Площадка, где каждый, вне зависимости от своего опыта, взглядов на искусство и представлений о мире, может поделиться своим видением с другими, привлекает всё больше именитых мастеров, и полтора месяца, на которые рассчитано событие, становятся самыми насыщенными в культурной и общественной жизни региона.
Здесь на двенадцати тысячах квадратных метров можно познакомиться с творчеством известных художников, фотографов и скульпторов, принять участие в мастер-классах и мастерских, часть из которых предназначена для маленьких посетителей, послушать струнную музыку и джаз, посетить лекции, проводимые известными людьми, а также стать свидетелем презентации новых культурных и социальных проектов.
Стационарной частью форума на протяжении полутора месяцев – а именно столько длится мероприятие – является выставочная экспозиция, представленная мастерами из Башкирии, Омска, Брянска, Санкт-Петербурга, Москвы, США и Израиля. Два этажа крупнейшего художественного пространства России полностью заполнены стендами, на каждом из которых представлены лучше работы художников, скульпторов, фотографов, вязальщиков и даже плотников.
Среди гравюр, полотен, связанных вручную с точным соблюдением всех канонов, ковров, картин, фотоснимков, бронзовых скульптур и оружия старины, среди представителей кубизма, фовизма, сюрреализма, конструктивизма, среди ярких, бросающихся сразу же в глаза работ и неприметных, но очень трогательных, разглядывать которые можно часами, каждый находит что-то своё, подолгу разглядывая запавшее в душу произведение искусства.
Вряд ли можно представить себе выставку, где уродливая зубастая пиранья может встретиться с Вертепом, созданным техникой валяния. Да и невозможно себе представить другого пространства, где нелепая человеческая фигура, созданная из старых компьютерных мышек, пластиковых бутылок, упаковок и пуговиц, будет стоять напротив трогательных портретов женщин, написанных художником-реалистом. Пока одни взывают к чувствам и сохранению памяти о великом прошлом, другие намеренно искажают представление и реальность, ввергая своего зрителя в диссонанс.
Так, брянский фотограф Олег Виденин знакомит со своим видением человека и России. Первая же фотография, «День города», представленная, впрочем, как и все, в чёрно-белом цвете, раскрывает задумку художника: серая Россия, такая, какая она есть, без фильтров и улучшений – искажение реальности отсутствует вовсе, но удачно пойманный кадр показывает лучше многих учебников истории всю суть огромной страны. Итак, мальчик лет десяти, замерший с пластиковой вилкой во рту, стоит на привычном для миллионов фоне: проспекте, заполненном людьми и временными киосками с едой. Перед ним – стол, покрытый дешёвой скатертью, на столе – пакеты сока, пластиковые тарелки и использованные салфетки. Вроде бы и ничего особенного, но замерший взгляд ребёнка, по своему виду не слишком умного и слишком простого, адресованный более в пустоту, нежели фотографу, будет понятен без лишнего описания почти каждому жителю страны. Герои его картин – простые люди с непростой судьбой, именно поэтому у его стендов люди стоят подолгу, разглядывая каждый кадр, пропитанный своим ароматом прошлого, своей болью и своим потаённым смыслом, лежащим где-то слишком на поверхности.
К чувствам взывает и уфимский художник Виктор Домашников, пишущий в необычном стиле. Используя привычные холст и масло, он создаёт непривычные для глаза работы: чёрные контуры, едва заполненные розовой, жёлтой и белой краской, символически выделенное небо, для чего использован голубой тон, и коричневое полотно – именно так мастер видит «Воскресение». Собор, изображённый им, казалось бы, в мельчайших деталях, является лишь обманом зрения – здесь символично всё: коричневые купола – обычное сусальное золото, популярное в православной архитектуре, коричневые стены храма – кирпич, который всё же было решено не закрашивать, сделав приход иным, отличающимся от всех, низкий горизонт, который вовсе теряется, сливаясь с землёй и стенами массивного сооружения. Увидеть всю красоту картины, можно лишь отойдя на несколько метров назад. В такой же манере написан и «Пасхальный день», только на этот раз художник использует исключительно розовый цвет, избавляясь от границ вовсе: картина то расплывается, становясь огромным пятном, то вновь обретает привычные формы.
Не менее интригующими глаз становятся и портреты стиля «анфас-профиль» Марата Марина, в точнейших деталях изобразившего Гумилёва, Тарковского и Вертинского. Живые, словно снятые на обычный фотоаппарат лица становятся главным составляющим полотна, только всё же на переднем плане виден шрам, тёмно-коричневый, словно разрывающий картину надвое, на два отдельных самостоятельных образа, небрежно склеенный белым пластырем снизу и сверху. То ли марка, то ли новая форма портрета, то ли просто попытка передать все черты лица известных творцов своего времени – что хотел сказать автор, остаётся загадкой, ответ на которую каждый находит сам.
На усмотрение зрителя остаётся и восприятие картин омского художника Валерия Тимофеева, пишущего в тёмных тонах по своей собственной формуле: непонятные образы, смешение цветов и особая подача заставляют всерьёз задуматься, что же видят глаза и что остаётся в голове после размышления – такие работы нередко ввергают в когнитивный диссонанс, отчётливо тем самым откладываясь в голове.
Пока одни спорят о высоком искусстве, обмениваясь мнениями о полотнах и иных художественных объектах, в контексте более подходящими для описание с приставкой «арт», другие уже сразу после открытия стремятся попасть на образовательную часть форума – лекции и встречи, проводимые разными специалистами и мастерами, каждый из которых рассказывает про искусство и общество по-своему, для своего слушателя и своим языком.
Бесплатные мероприятия, организуемые для разной аудитории, в течение полутора месяцев будут просвещать тысячи уфимцев и гостей города. Организаторы форума стремятся просветить своих гостей, приобщить их к искусству и традициям. «Арт-Уфа», пожалуй, одна из немногих площадок, где прошлое в лице портретов воинов, замерших сцен боёв, ритуальных статуэток соседствует с ярким настоящим, представленным современными моделями одежды и фарфоровыми украшениями. Справа ухмыляется бронзовый дьявол, а слева на проходящих смотрит старый монах. Полотна с арабским текстом расположены напротив пейзажей с православными церквями, а где-то всё это представлено в одной работе, что, несомненно, увлекает и заставляет остановиться, подумать, переварить, по-новому взглянуть на вполне привычные вещи.
В рамках форума проходят акции Благотворительного фонда «Мархамат»: каждый четверг маленький гость может принять участие в увлекательных мастер-классах, а взрослые – в любой момент приобрести себе модные футболки Qosh, средства от продажи которых идут на лечение детей.
Для сотен тысяч жителей и гостей города летом 2017 года «Арт-Уфа» станет важной основой формирования новых культурных сообществ и обретения новых друзей. Эта площадка не просто пространство культуры и искусства, это место, где формируется общество, где развивается человек, познавая мир и самого себя.
Валерия Маламура