Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 июня 2017 г.
  4. № 25 (6603) (28.06.2017)

А Урал-то в тренде!

Выпуск 6

28 июня 2017
На фестивале можно не только приобщиться к культуре, но и приобрести друзей

Современные живописцы меняют время и пространство


В крупнейшем выставочном центре Республики Башкирия ВДНХ-ЭКСПО работает художественный форум «Арт-Уфа».


Главное художественное биеннале Урала второй год собирает на своей территории лучших художников республики, страны и мира. Площадка, где каждый, вне зависимости от своего опыта, взглядов на искусство и представлений о мире, может поделиться своим видением с другими, привлекает всё больше именитых мастеров, и полтора месяца, на которые рассчитано событие, становятся самыми насыщенными в культурной и общественной жизни региона.

Здесь на двенадцати тысячах квадратных метров можно познакомиться с творчеством известных художников, фотографов и скульпторов, принять участие в мастер-классах и мастерских, часть из которых предназначена для маленьких посетителей, послушать струнную музыку и джаз, посетить лекции, проводимые известными людьми, а также стать свидетелем презентации новых культурных и социальных проектов.

Стационарной частью форума на протяжении полутора месяцев – а именно столько длится мероприятие – является выставочная экспозиция, представленная мастерами из Башкирии, Омска, Брянска, Санкт-Петербурга, Москвы, США и Израиля. Два этажа крупнейшего художественного пространства России полностью заполнены стендами, на каждом из которых представлены лучше работы художников, скульпторов, фотографов, вязальщиков и даже плотников.

Среди гравюр, полотен, связанных вручную с точным соблюдением всех канонов, ковров, картин, фотоснимков, бронзовых скульптур и оружия старины, среди представителей кубизма, фовизма, сюрреализма, конструктивизма, среди ярких, бросающихся сразу же в глаза работ и неприметных, но очень трогательных, разглядывать которые можно часами, каждый находит что-то своё, подолгу разглядывая запавшее в душу произведение искусства.

Вряд ли можно представить себе выставку, где уродливая зубастая пиранья может встретиться с Вертепом, созданным техникой валяния. Да и невозможно себе представить другого пространства, где нелепая человеческая фигура, созданная из старых компьютерных мышек, пластиковых бутылок, упаковок и пуговиц, будет стоять напротив трогательных портретов женщин, написанных художником-реалистом. Пока одни взывают к чувствам и сохранению памяти о великом прошлом, другие намеренно искажают представление и реальность, ввергая своего зрителя в диссонанс.

Так, брянский фотограф Олег Виденин знакомит со своим видением человека и России. Первая же фотография, «День города», представленная, впрочем, как и все, в чёрно-белом цвете, раскрывает задумку художника: серая Россия, такая, какая она есть, без фильтров и улучшений – искажение реальности отсутствует вовсе, но удачно пойманный кадр показывает лучше многих учебников истории всю суть огромной страны. Итак, мальчик лет десяти, замерший с пластиковой вилкой во рту, стоит на привычном для миллионов фоне: проспекте, заполненном людьми и временными киосками с едой. Перед ним – стол, покрытый дешё­вой скатертью, на столе – пакеты сока, пластиковые тарелки и использованные салфетки. Вроде бы и ничего особенного, но замерший взгляд ребёнка, по своему виду не слишком умного и слишком простого, адресованный более в пустоту, нежели фотографу, будет понятен без лишнего описания почти каждому жителю страны. Герои его картин – простые люди с непростой судьбой, именно поэтому у его стендов люди стоят подолгу, разглядывая каждый кадр, пропитанный своим ароматом прошлого, своей болью и своим потаённым смыслом, лежащим где-то слишком на поверхности.

К чувствам взывает и уфимский художник Виктор Домашников, пишущий в необычном стиле. Используя привычные холст и масло, он создаёт непривычные для глаза работы: чёрные контуры, едва заполненные розовой, жёлтой и белой краской, символически выделенное небо, для чего использован голубой тон, и коричневое полотно – именно так мастер видит «Воскресение». Собор, изображённый им, казалось бы, в мельчайших деталях, является лишь обманом зрения – здесь символично всё: коричневые купола – обычное сусальное золото, популярное в православной архитектуре, коричневые стены храма – кирпич, который всё же было решено не закрашивать, сделав приход иным, отличающимся от всех, низкий горизонт, который вовсе теряется, сливаясь с землёй и стенами массивного сооружения. Увидеть всю красоту картины, можно лишь отойдя на несколько метров назад. В такой же манере написан и «Пасхальный день», только на этот раз художник использует исключительно розовый цвет, избавляясь от границ вовсе: картина то расплывается, становясь огромным пятном, то вновь обретает привычные формы.

Не менее интригующими глаз становятся и портреты стиля «анфас-профиль» Марата Марина, в точнейших деталях изобразившего Гумилёва, Тарковского и Вертинского. Живые, словно снятые на обычный фотоаппарат лица становятся главным составляющим полотна, только всё же на переднем плане виден шрам, тёмно-коричневый, словно разрывающий картину надвое, на два отдельных самостоятельных образа, небрежно склеенный белым пластырем снизу и сверху. То ли марка, то ли новая форма портрета, то ли просто попытка передать все черты лица известных творцов своего времени – что хотел сказать автор, остаётся загадкой, ответ на которую каждый находит сам.

На усмотрение зрителя остаётся и восприятие картин омского художника Валерия Тимофеева, пишущего в тёмных тонах по своей собственной формуле: непонятные образы, смешение цветов и особая подача заставляют всерьёз задуматься, что же видят глаза и что остаётся в голове после размышления – такие работы нередко ввергают в когнитивный диссонанс, отчётливо тем самым откладываясь в голове.

Пока одни спорят о высоком искусстве, обмениваясь мнениями о полотнах и иных художественных объектах, в контексте более подходящими для описание с приставкой «арт», другие уже сразу после открытия стремятся попасть на образовательную часть форума – лекции и встречи, проводимые разными специалистами и мастерами, каждый из которых рассказывает про искусство и общество по-своему, для своего слушателя и своим языком.

Бесплатные мероприятия, организуемые для разной аудитории, в течение полутора месяцев будут просвещать тысячи уфимцев и гостей города. Организаторы форума стремятся просветить своих гостей, приобщить их к искусству и традициям. «Арт-Уфа», пожалуй, одна из немногих площадок, где прошлое в лице портретов воинов, замерших сцен боёв, ритуальных статуэток соседствует с ярким настоящим, представленным современными моделями одежды и фарфоровыми украшениями. Справа ухмыляется бронзовый дьявол, а слева на проходящих смотрит старый монах. Полотна с арабским текстом расположены напротив пейзажей с православными церквями, а где-то всё это представлено в одной работе, что, несомненно, увлекает и заставляет остановиться, подумать, переварить, по-новому взглянуть на вполне привычные вещи.

В рамках форума проходят акции Благотворительного фонда «Мархамат»: каждый четверг маленький гость может принять участие в увлекательных мастер-классах, а взрослые – в любой момент приобрести себе модные футболки Qosh, средства от продажи которых идут на лечение детей.

Для сотен тысяч жителей и гостей города летом 2017 года «Арт-Уфа» станет важной основой формирования новых культурных сообществ и обретения новых друзей. Эта площадка не просто пространство культуры и искусства, это место, где формируется общество, где развивается человек, познавая мир и самого себя.

Валерия Маламура


Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS