Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 июня 2017 г.
  4. № 25 (6603) (28.06.2017)

Каждый хочет свой дом

Выпуск 6

28 июня 2017

Елена Луканкина. Дерево в огне. Тамбов: 2017


Из чего сделан ваш дом? Из красного кирпича, застывшего в прослойках цемента, или, быть может, из деревянного сруба, который зовётся избой? Не имеет значения. Для каждого он свой: оживлённый, суетной или тихий, неспешно следующий по пятам. Дом – это то место, в которое хочется возвращаться, где бы ты ни был. Ибо наполовину полон тот, кто не имеет пристанища для своего сердца. Сборник «Дерево в огне» является шестой книгой тамбовского поэта, писателя, драматурга и журналиста – Елены Луканкиной. В него вошли стихотворения 2014–2016 годов, а также притча «Дерево на утёсе». Произведения автора уютные и тёплые, они согревают в любое время года, мягко подводя к тому, что единение с природой дарует счастье; внимание к мелочам передаёт его духовное составляющее через мгновения, которые проживаем и которые предстоят... Пожалуй, это основная «чувствуемая мысль» книги. В сборнике автора представлены стихотворения, имеющие разную тематическую направленность. Это стихотворения о природе, пейзажная лирика («Весна – на птичьем языке...», «Письма осени», «Блокнот зимы»), стихотворения, имеющие философский подтекст («Узреть бы свыше знак»), «Собранное в камне»), духовная («Ты мой предок, хранитель рода…») и любовная лирика («Любимые рядом», «Мне так мало тебя в этом доме», «Ноябрины»...). Особенно интересно передано городское настроение в стихотворении «Петербуржское»: «Влюбиться с первого дождя как с первого родного взгляда в его величие входя – под купола и колоннады». Представленные стилистические фигуры и тропы не отяжеляют чтение, а наоборот, обогащают. Меня, как читателя, не могли не поразить сильные литературные находки, подкупающие своей глубиной и новизной, чего только стоит метафора «выверни город из лёгких» или сравнение «злость разъедает, как чёрный голодный рак». Особенно вызывает сопереживание и заставляет задуматься стихотворение «На выставке», где образ оценивающего зрителя выдвигается на первый план и как нельзя лучше передаёт отчаяние художника, не дождавшегося признания при жизни. Иллюстрацией служат строки: «...И рты – разомкнутые бездны – проглатывали этот свет, удержанный на крае кисти, за слоем красок, в масле лет, момент неугасимой жизни, у смерти отнятый момент. Но глаз срывал с картины кожу, перст указающий блуждал. Не дожил до суда художник и никого не осуждал. Он замер в дальней арке залы, всем духом веруя – живой, когда ему в окне качала рябина красной головой». Автор использует разные синтаксические фигуры: риторические вопросы («Какой он – человека вкус, его кристально красный сахар?»), восклицания («Как слаб сотворённый тобой человече!», «Глаза и губы солнцем раскаляй!»), обращения («Не смотри на меня, хороший», «Аве, Цезарь наш!»). В представленных стихотворениях в основном используется смежная и перекрёстная рифма, автор тяготеет к использованию глагольной рифмы. Композиция стихо­творений простая, с использованием точек высшего напряжения (по нарастающей к концовке), подчинена выражению авторской мысли. Очень импонирует образ лирического «я» поэта, который не утверждается, а скорее говорит о присущих автору доброте и терпении, исключая назидательные и проповеднические наставления. Как тонко и мелодично он передаёт бурю эмоций: «...И за что мне – тебя так много, захожу и не видно дна. Пей из губ и возьми в дорогу, я – колодезная вода». Или внутреннюю борьбу: «…Ты слово дал: мои поля не грабят, но слышен звон мечей твоих вояк. Я – королева маленького края, но оттого не собственность твоя». Рисунки, представленные в сборнике, дополняют не только глубину и полноту мыслей поэта, а также возвышенность духовного поиска. Пристального внимания заслуживает притча «Дерево на утёсе», представленная в конце книги. Она пронизана ощущением причастности к коренным традициям, отражающим сущность творчества автора. В ней мы находим долгожданный отклик на вопрос: «Человек – царь природы?» Безусловно, мы неотделимы от её даров. Мы, как деревья, устремляем свои руки-ветви ввысь, стремясь возвыситься над сущностью бытия. Иногда мы вырываем свои корни из земли, пускаясь в дальние путешествия в поисках себя. Остаются лишь зияющие дыры на пустыре. Но куда бы нас ни завела новая тропа, наша Родина не оставит нас сиротами.

Тая Воробьёва


Тэги: Елена Луканкина
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Голоса невыросших мальчишек

    20.10.2021
  • Вопрос приоритетов

    25.09.2018
  • Осень на улице Тёплой

    27.06.2018
  • Спасая себя, спасаешь других

    02.07.2014
  • Спасая себя, спасаешь других

    19 голосов
  • Осень на улице Тёплой

    13 голосов
  • Голоса невыросших мальчишек

    13 голосов
  • Вопрос приоритетов

    8 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS