Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 июня 2017 г.
  4. № 25 (6603) (28.06.2017)
Телеведение

Влиять на мир

28 июня 2017

Фильм Оливера Стоуна показали в США и России


Демонстрация четырёхсерийного фильма «Интервью с Путиным», безусловно, событие для телевидения мира. Особенно для США и Европы, где за последние годы, кажется, уже привыкли к тому, что о России и её президенте можно говорить либо плохо, либо очень плохо, где что-то позитивное о нашей стране воспринимается чуть ли не как измена родине, после чего следуют жесточайшие санкции к «предателям».


Контекст

С давних пор – особенно после мюнхенской речи Путина – против России развёрнута настоящая информационная война, которая с 2014 года вступила в фазу не просто клеветы и травли, а расчеловечивания России, её лидеров и народа. И в этом истерическом антироссийском контексте появляется фильм Стоуна о Путине, где наш президент предстаёт выдающимся политическим деятелем, отстаивающим интересы своей Родины.

Не буду рассматривать это многослойное, драматическое телезрелище с политической точки зрения (пусть этим занимаются профессиональные политологи), отмечу лишь некоторые аспекты, связанные с его выходом на экран.

В отличие от российского зрителя, который из фильма узнал не так много нового, – в наших СМИ практически на все вопросы, которые задавал Стоун (за исключением, может быть, тем, касающихся семьи), президент не раз отвечал – для зарубежного зрителя новым было всё.

У нас выходили мощные телепроекты с участием президента. Ежегодные «Прямые линии», пресс-конференции в прямом эфире, были и фильмы-интервью. Замечательный «Крым. Путь на родину» Андрея Кондрашова, посвящённый воссоединению Крыма с Россией, «Президент» Владимира Соловьёва повествовал о пятнадцати годах России начиная с 1999 года, когда Борис Ельцин назначил Владимира Путина премьер-министром. Были и другие, в том числе сделанные за границей, но такого глобального проекта-интервью о современной России, её истории, жизни и деятельности её лидера ещё не было. И тут, конечно, большое значение имеет фигура интервьюера. Масштаб его личности. Что очень важно для восприятия фильма не только западной публикой, но и нашей.

О реакции простых телезрителей в США и Европе можно судить только по откликам в социальных сетях, а тамошние мейнстрим-медиа Стоуна как только не клеймили: «пропагандист на службе у Путина», «подпал под обаяние тирана», «срежиссированный фарс», уличали в подобострастии и подхалимстве. Однако антироссийский агитпроп не всесилен и не вечен, были и положительные отзывы, а уж в американских сетях совсем нет антипутинского единодушия.

Предполагаемой тотальной оголтелой травли фильма, его режиссёра и запретов показа нет. Пока Стоун не подвергается таким гонениям, как в Турции писатель-нобелиат Орхан Памук из-за признания им геноцида армян, или Хемингуэй за критику властей США и симпатии к кубинским революционерам, или как Чарльз Спенсер Чаплин и многие американские кинематографисты, во времена маккартизма выдавленные из профессии или из страны за симпатии к коммунистам и России.


Неотъемлемая часть

Полагаю, для США Оливер Стоун слишком много значит, его не так просто выдавить. Фильмы Стоуна нельзя изъять из американской жизни – начиная с 70-х годов она без них немыслима. Назову только часть лент, где Стоун выступал в качестве режиссёра или продюсера и сценариста: «Полуночный экспресс» (1978), «Конан-варвар» (1982), «Лицо со шрамом» (1983), «Взвод» (1986), «Уолл-Стрит» (1987), «Радиоболтовня» (1988), «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» и «Дорз» (1991), «Прирождённые убийцы» (1994), «Эвита» (1996), «Народ против Ларри Флинта» (1996), «Александр» (2004), «Башни-близнецы» (2006), «Украина в огне» и «Сноуден» (2016). Здесь и «криминальное киночтиво», и блокбастеры, и интеллектуальное кино, и подлинные шедевры. Стоун слишком врос в американское сознание, он – его неотъемлемая часть.

Нас убеждали, что «весь Голливуд» выступал против избрания «агента Кремля» Трампа. Как выяснилось, не весь! Так же как не вся Америка ненавидит Путина.

Россия тоже фильм приняла, хотя высказывались сомнения: не перекармливает ли ТВ наших зрителей политикой. Нет, рейтинги отличные. «Вина» в этом выдающегося режиссёра очевидна. Фильм мастерски сделан. И операторская работа, и выбор интерьеров, и монтаж – недаром даже те, кто хулил фильм, отмечали, что он построен как блистательный политический триллер. Есть и другое, важное...

Стоун вызывает доверие. Трижды оскароносец, внешне выглядит простецки, как свой, как мужик – у нас некоторые телечиновники выглядят куда сановнее. Мне он показался похожим на пожилого Петра Глебова (легендарного исполнителя роли Григория Мелехова). Хотя, конечно, никаких «казацких кровей» в нём нет, но что-то родственное чувствовалось. Культурное родство. Ещё в 2014 году в заметке «Настоящий патриот» мы отмечали, что в программе «Познер» Стоун поразил своим желанием обязательно дойти до сути, тягой к справедливости, а также любовью к русской литературе. В этой связи вспомнился культовый «Человек со шрамом». Когда-то в этой ленте режиссёра Брайана Де Пальмы удивила некая необычная для американского кино рефлексия главного героя (его гениально сыграл Аль Пачино). Было в нём что-то, как мне показалось, от героев русской классики. Когда я узнал, что сценарий фильма написал Оливер Стоун, то стал внимательно следить за его работами. Потом был шедевр социальной сатиры – «Прирождённые убийцы».

Стоун безоглядно и беспощадно «разобрался» с тем, что у нас называлось когда-то «их нравами», в том числе с американским коммерческим телевидением. В фильме тележурналисты, ведущие криминальной программы, в прямом эфире помогают выбраться из тюрьмы жестоким убийцам. Ради рейтинга! В финале неблагодарные бандиты их и убивают. Тоже в прямом эфире. Как не вспомнить «Бесов» Достоевского! Режиссёр заглянул в кромешный ад телебизнеса, где все поклоняются рейтингу, что неминуемо приводит к разрушению личности. Этот фильм наряду с великолепной «Магнолией» Пола Андерсона лучший о ТВ.

Да, Стоун придерживается левых взглядов, критикует «играющую с огнём» Америку, его документальные ленты о Фиделе Кастро, Уго Чавесе, о майдане и его последствиях («Украина в огне») тоже подвергались жёсткой критике на родине, но всё же он настоящий американец, человек другого менталитета.

В фильме, восхищаясь советскими людьми, Стоун сказал, что во время вой­ны они отдавали всё до последнего руб­ля для победы, Путин поправил: «До последней капли крови, а не до последнего рубля». Есть разница. И не забудем, что человек, с симпатией относящийся к России, слоганом фильма всё же выбрал фразу: «Know your enemy», что значит: «Знай своего врага».


Будут бить

Уже после окончания интервью в исторических палатах Кремля президент России, поблагодарив Оливера Стоуна за его вопросы и… въедливость, спросил:

– Вас ещё никогда в жизни не били?..

– Что?

– Вам достанется.

– О, да, я знаю, но оно того стоит, если может повлиять на мир и сознание людей.

Надеюсь, фильм Стоуна повлияет на мир, он того стоит.

Тэги: Премьера Путин Оливер Стоун
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS