Экранизация одноимённого бестселлера Джеймса Клавелла погружает зрителя в чуждый ему мир средневековой Японии. Английский штурман Джон (Космо Джарвис), оказавшийся там в преддверии междоусобной войны регентов, попадает под протекцию лорда (как его именуют в фильме) Еси Торанаги (Хироюки Санада), который собирается воспользоваться прибытием иноземца в своих интересах. В то же время появление моряка-протестанта вызывает тревогу у португальцев-иезуитов…
Относительно предыдущей экранизации романа Клавелла с Ричардом Чемберленом в главной роли у нового «Сёгуна» сменилась оптика истории. Несмотря на то что Джон формально остаётся главным героем, с которым должен себя ассоциировать зритель, новая версия всё же меняет сюжетный фокус, куда больше в сравнении с предыдущей уделяя внимание японцам – Торанаги, Ёбусиге (Таданобу Асано) и переводчице Марико (Анна Саваи). Отметая киплинговское «бремя белого человека в отсталой стране», «Сёгун» не только демонстрирует трепетное обращение с японской историей, но и намеренно уходит от поверхностных стереотипов. Отдельно замечу, что все актёры именно этнические японцы, а не как это обычно бывает в Голливуде: тайцы, корейцы, китайцы и кого вообще сумели отыскать. Аутентичный облик Страны восходящего солнца – также заслуга команды исторических и этнографических консультантов, работавших над проектом под началом исполнителя роли лорда Еси и по совместительству продюсера сериала. Интересно, что для Хироюки Санада это уже третье произведение, повествующее о злоключениях европейцев в Японии. Предыдущими были «47 ронинов» и «Последний самурай».
Вместе со смещением оптики истории усилилась и эмоциональность заложенного в неё послания. Романтизированный образ «белого спасителя» как эдакого Прометея, дарующего огонь, развенчан в пользу объективной оценки роли европейской колонизации. То же христианское миссионерство выступало прежде всего мягкой силой для укрепления торговых связей – на этом сериал особенно заостряет внимание, показывая, насколько глубоко те же католики обосновались в правящих кругах Японии и какие выгоды отдельные чиновники, включая двух регентов из совета, получают от этого.
Сама же Япония показана самобытной и экзотической, но никак не дикарской. Напротив, именно японцы в сериале чаще всего называют своих заокеанских партнёров варварами, так как их собственные моральные кодексы, представления о ценности жизни, долге и подчинении разительно отличаются от тех, что у иноземцев. Поначалу для Джона, приземлённого авантюриста и в то же время христианина, обычай сэппуку (оно же харакири) кажется проявлением отсталости, но уже ближе к финалу он и сам готов совершить его в защиту своих идеалов. Но при всём том, что сериал затрагивает столкновение европейских и восточных культур и менталитетов, он не показывает всех японцев одномерными, будто все они поголовно хотят лишить себя жизни вслед за своим господином, – хватает и предателей, и лицемеров, и политических интриганов. А наблюдать за местной борьбой за трон не менее интересно, чем в «Игре престолов». Противоборствующие стороны строят долгосрочные планы, в которых даже вчерашняя вражда может резко обратиться неожиданным для зрителя союзом.
Наконец, «Сёгун» – просто визуально прекрасное творение! И хотя съёмки по большей части проходили в Канаде, шоураннерам удалось стилистически передать Японию, которую изображали в своих фильмах Акира Куросава и авторы графических романов о самураях. А вкупе с захватывающим сюжетом и превосходной динамикой истории мы получаем один из лучших исторических эпосов последних лет.