О политической нормальности
«Мы откажем ХДС/ХСС в коалиции, если вопрос о гомосупружествах не будет решён!» Мартин Шульц сияет. Такая новость должна стать для Ангелы Меркель, как лидера коалиции, не просто ударом – нокаутом. Официально предвыборная борьба не началась, но лидер социал-демократов всеми силами пытается вербально ущучить канцлера, упрекая в «желании ничего не менять», в «повреждении демократии».
Меркель пожимает плечами. «Делать ему нечего», – словно написано на её лице. Однако решение возможных партнёров христианских демократов – СДПГ, «зелёных» и СвДП – поставить после выборов в бундестаг главным условием коалиции с ХДС/ХСС полное уравнивание в правах гетеро- и гомосексуальных супружеских пар, – серьёзный ход.
Три партии сделали эту тему едва ли не центральной в канун выборов. СМИ, ссылаясь на данные опросов (по которым 73% немцев одобряют уравнивание гомосупругов в правах), говорят о «гомонационализме» как части немецкой демократической идентичности.
Положение консерваторов и канцлера вроде бы безвыходное: проявят твёрдость – повергнут страну в политический кризис, пойдут на поводу – потеряют христианский электорат. А возможно, и власть: сближаясь с левыми, «зелёными» и либералами, Шульц, очевидно, уже попрощался с проектом «Большой коалиции», взяв курс на «правительство меньшинства».
Ставя законопроект на немедленное голосование в бундестаге, освобождая голосующих от «фракционного долга» («голосуйте по совести»), Меркель тем самым одним ударом убила нескольких зайцев. Тема «решена» и убрана из предвыборной борьбы. Политический кризис ослаблен. Сама Меркель, кстати, проголосовала «против». И пояснила: закон не соответствует статье 6.1. Конституции ФРГ «о защите семьи». По её личному пониманию, Конституция подразумевает традиционную семью. А христианские правоведы получили «добро», чтобы опротестовать принятый закон в Конституционном суде ФРГ. По мнению министра внутренних дел Томаса де Мезьера (ХДС), подобные иски имеют шанс на успех. Вероятно, дело дойдёт до дебатов вокруг поправок в Конституцию. Процесс на месяцы, а может, на годы. За это время многое может измениться…
Но уже очевидно, что сейчас победителем выглядят не «зелёный» политик Фолькер Бек и социал-демократ Шульц, а... Меркель. Она ясно дала понять: в Германии немало острых проблем, куда более важных, чем благо ЛГБТ-супругов. Но раз, мол, политические соперники связали тему с внутриполитической стабильностью, да ещё пригрозив правительственным кризисом, она может в чём-то уступить. Ради Германии.
Мастерским ходом ей удалось показать государственный стержень своего мышления и узкопартийный эгоизм соперников, их неготовность взять на себя ответственность за страну. А положение сложное. Успехи германских импортёров обогащают предпринимателей, но не восстанавливают социальное рыночное хозяйство, получившее сильнейший удар ещё в 90-е годы. Разрушено «гомогенное общество среднего сословия», нет былой «социальной солидарности», которой все гордились. Демонтируются завоевания профсоюзов, постоянные рабочие места заменяются временными контрактами с минимумом соцгарантий. Пропасть между богатыми и бедными растёт. 19% детей живут на грани черты бедности, а на востоке страны – каждый 4-й. Зреет недовольство, которое пока выплёскивается на «мигрантов». Усиливается системная критика капитализма – доказательство тому массовые протесты, сопровождающие саммит G-20 в Гамбурге. Любой социал-демократический политик, для которого в таких условиях «тема номер один» не социальная несправедливость и защита труда, а удобства для гомосексуальных пар, кажется даже своим избирателям, как минимум, моральным уродом.
Как бы там ни было, христианская демократия отразила удар с выгодой для себя. Но атаки на христианскую составляющую германского консерватизма не прекратятся. Не исключено, что в движении к «политической нормальности» Германия изживёт политическое христианство, сделав ХДС внеконфессиональной консервативной партией. И какой тогда станет страна, можно только гадать.
Бонн