Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 июля 2017 г.
  4. № 26 (6604) (05.07.2017)
Общество Образование

Гламур и клип в одном флаконе

05 июля 2017
Михаил Голубков обострил дискуссию о болевых точках современной школы

Желание угодить ученику может привести к странному результату


«Каким должен быть учебник по литературе для школы?» Тема дискуссии в формате Летней школы для учителей русского языка и литературы при филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова была сформулирована методически жёстко, но распалась на неизбежные составляющие. Для кого он (учебник) пишется? Должен ли учебник быть единым или возможны (а то и обязательны) его альтернативные варианты? Каким языком он должен быть написан? Наконец, как оформлять и иллюстрировать школьный учебник?


На эти и многие другие вопросы попытались ответить учителя школ, лицеев и гимназий из полусотни регионов России, преподаватели вузов, издатели и журналисты «Литературной газеты», участвовавшие в дискуссии в рамках проекта «Словесник».

Ведущий, доктор филологических наук, профессор филфака МГУ Михаил Голубков призвал уважаемую аудиторию не сглаживать углы, быть предельно откровенными. И сам показал пример, обозначив болевые точки современной школы.

– Преподавание литературы находится под гнётом ЕГЭ. Литература – его нелюбимая падчерица. Итоговое сочинение, вернувшееся в школу три года назад как попытка исправить ошибку горе-реформаторов, в такой форме тоже не нужно, ибо непонятно, по какой литературе его писать. По «Гарри Поттеру» Джоан Роулинг? Или всё-таки по классической литературе? И как оценивать сочинение? По той же нелепой шкале 0–1–2 балла? И почему итоговое сочинение пишется в декабре, когда впереди ещё полгода учёбы?

Наконец, нужен ли единый учебник по литературе, как по истории, например? Масла в огонь споров добавила публикация министра образования и науки Ольги Васильевой: «По мнению весьма авторитетных экспертов, в обозримой перспективе учебники попросту выйдут из употребления – источниками учебной (лучше, наверное, сказать – образовательной) информации станет «облачный контент». <…> Но чтобы это произошло, необходимо обеспечить два предварительных условия: а) мотивировать детей к учению (самообразованию) и б) научить их этому. Для этого детям нужно не множество учебников, а умные, опытные и мотивированные учителя! На что они должны быть мотивированы? На то, чтобы их ученики как можно скорее перестали в них нуждаться и стали, как принято ныне говорить, «субъектами собственной образовательной деятельности».

А пока не наступила «обозримая перспектива», филологи бьются над очередной линейкой учебников.

– Учебник не должен быть формальным. Он должен быть написан доступным языком, – высказала свою точку зрения профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение» Светлана Красовская. И как бы иллюстрируя «простоту и доступность» своего языка, добавила. – Авторский нарратив учебника должен быть лаконичен.

– Что такое «нарратив»? – прошептала вопрос своей соседке учитель литературы за моей спиной.

– Сейчас в Википедии посмотрю, – ответила та. И мазнула пальцем экран гаджета.

Профессор Красовская рассказывала о новом проекте издательства, предлагающем свежую линейку учебников и пособий, создающих некое «пространство вариативности». На экран было спроецировано изображение одной из страниц такого учебного пособия. Основной текст разорван на осколки. В «заплатках» – цитаты, целевые установки, справки, визуальный комментарий… Так (смысловыми «паззлами» из текстов, текстовыми «клипами») оформляется гламурная пресса. Профессор Красовская прокомментировала:

– У современных детей клиповое мышление. Что тут поделать? Надо с этим смириться и работать в этих условиях.

Реплика Светланы Игоревны вызвала лёгкий гул неодобрения аудитории.

– Зачем же поощрять и тем более закреплять это самое клиповое мышление? – Спросили из зала. – Ведь литература, наоборот, призвана развивать образное мышление.

Красовская уточнила:

– Мы призываем к диалогу клипа и сплошного текста. У детей своя «золотая полка» книг, свои любимые фильмы и «мультики». Игнорировать это неверно. Важен путь диалога, а не презрительного отношения к их чтению, к их выбору. Необходимо найти точку пересечения интересов ребёнка и требований взрослого. Надо, чтобы ученик как можно больше размышлял над текстом.

Что ж, с этим не поспоришь.

– Учебник должен быть современным и предлагать актуальные сегодня тексты, – заметила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 7 Москвы Татьяна Архангельская. – Все хотят идеальное пособие, но давайте признаемся себе, что мы работаем не столько с ним, сколько с текстами произведений классиков литературы.

Парадоксальную мысль высказал автор учебников и учебных пособий по литературе, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин:

– Учебник не должен мешать учителю. Нормальный учитель хочет учить сам и, входя в класс, требует: «Отложите учебники!» Лично я бы сам так сделал, – улыбнулся автор учебников. – Основное на уроке – живое слово преподавателя. И за каждое слово он в ответе.

– Каким языком должен быть написан учебник? – спросили Москвина.

– Хорошим русским языком. Учебник нельзя упрощать в угоду кому-то.

Учителя пожаловались, что учебники литературы «слишком раздуты». Что они (учителя) не успевают «пройти» всех предложенных программой писателей. Особенно современных – начиная с «шестидесятников» и заканчивая писателями начала текущего века. Да и кого считать современными классиками? Что предложить старшеклассникам для чтения, чтобы наверняка влюбить их в литературу? Ведь бытует устойчивое мнение, что молодёжи не интересны современные отечественные авторы. Они им, извините, не верят.

Профессор Голубков посоветовал учителям не пытаться объять необъятное, а выбирать для уроков то, что они считают самым важным. Что лично он, заведующий кафедрой новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ, прочёл в последнее время и что посоветовал бы прочесть учителям? Михаил Михайлович навскидку назвал несколько произведений: романы «Манарага» Владимира Сорокина, «Мысленный волк» Алексея Варламова, «Зона затопления» Романа Сенчина. «Обитель» Захара Прилепина. «Лавр» Евгения Водолазкина. «Искренне ваш Шурик» Людмилы Улицкой. «Любовь в эпоху перемен» Юрия Полякова.

Итак, каким должен быть современный учебник литературы для школы? Министр образования и науки учебник будущего назвала «путеводителем», который (вместе с продвинутыми и заинтересованными учениками) даёт учителю полную свободу «наращивания» на «скелет» его разделов, глав и параграфов каких угодно «мышц» – из других книг, интернета, опытов и исследований… То есть учебник, конечно, нужен, но лоцманом в море литературы останется учитель.

Тэги: Школа Словесник Проблемы
Обсудить в группе Telegram

Сергей Рыков

Главный редактор газеты «Спортивная трибу... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В глубоком тылу

    27.03.2022
  • Патриотическое воспитание – это прежде всего диалог

    23.03.2022
  • Опасения реальны

    06.10.2021
  • Урок классика

    12.09.2021
  • «Почему у вас только маньяки?»

    12.05.2021
  • Педагогика non-fiction

    91 голосов
  • Наш „Титаник“ прёт на айсберг

    75 голосов
  • Бунт чувственности,

    58 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
  • Монтекки, Капулетти и школа

    57 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS