Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 июля 2017 г.
  4. № 26 (6604) (05.07.2017)
Библиосфера

Лихая им досталась доля…

05 июля 2017

Алексей Слаповский. Неизвестность. Роман века 1917–2017. М.: Изд. АСТ (редакция Елены Шубиной), 2017. 504 с.,3000 экз.



10-3-26.jpg

Шорт-лист Большой книги


Написать историю рода на протяжении целого столетия брались, конечно, многие писатели, и это не упрёк, а похвала Алексею Слаповскому. Подчеркну, русскому писателю Алексею Слаповскому, потому что, наверное, в России случались самые фантастические повороты семейных судеб. В минувшем веке – особенно. Два слома социально-политической системы в 1917 и 1991 годах сделали фантастику типичной.

Алексей Слаповский построил повествование совершенно по-особому: у него каждая ступень, каждый шаг семейной саги написан в разном жанре. История Николая Тимофеевича Смирнова (1894–1937) представлена разрозненными заметками от его лица, от лица поначалу совершенно малограмотного человека. Затем следуют дневники и письма его сына Владимира Николаевича, наивного юноши советской формации. О внуке, Антоне Владимировиче, кратко рассказывает сухой документ – смертный приговор суда в 1962 году. Другой внук, художник Виктор Алексеевич, представлен подборкой рассказов, написанных им в 1965–2010 годах. Разговоры дочери Николая Тимофеевича, Екатерины Николаевны, и её внучки Ани переданы стенографической записью.

Естественно, при такой структуре романа очень трудно, если не невозможно, добиться хотя бы примерно равного литературного уровня различных его частей. Этого и не получилось (или не входило в планы автора?), и «Неизвестность» воспринимается как соединение нескольких разных книг. Мастерство Алексея Слаповского несомненно, но как он должен был поступить при написании рассказов «художника Виктора Алексеевича»? Писать в полную силу или нарочито по-дилетантски? В результате получились рассказы среднего уровня, которые, как представляется, стали самой слабой частью книги. А самой большой удачей автора воспринимается начало романа – «Дневник Николая Тимофеевича Смирнова». Здесь мастерство писателя, без преувеличения, восхищает. Вначале его герой совершенно малограмотен, и автор сохраняет в письме все неправильности его речи. Постепенно Николай Тимофеевич пишет всё более складно и всё с меньшим числом ошибок. Но это лишь «литературная» сторона его дневников. Записи делаются в самое трагическое время нашей истории – в годы Гражданской войны, когда и такие образованные мемуаристы, как Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Максим Горький и др., с трудом понимали, а чаще вообще не понимали, что происходит в России. Что тогда требовать с простого крестьянского парня из бедняцкой семьи? Многочисленные политические повороты и перевороты он описывает словами «пришли мужики с винтовками», «пришли другие мужики» и т.д. Кто стоит за этими мужиками, кто ими движет, кто их направляет, кто их вдохновляет, он понятия не имеет. Для него, как и для миллионов ему подобных, в те годы не существовало ни дворцовых интриг, ни германского империализма, ни биржевых акул лондонского Сити и нью-йоркской Уолл-стрит, ни сионских мудрецов, ни партийных дискуссий революционеров, ни масонского заку­лисья.

Алексей Слаповский не поддался распространённому среди сочинителей семейных саг искушению «поднять» потомков по сравнению с родоначальниками. Самый молодой его персонаж – Аня, правнучка Николая Тимофеевича, наша современница, шестнадцатилетняя дурочка, для которой, кроме секса, нет ничего интересного на свете. Конечно, есть надежда, что она ещё сумеет поумнеть. Странное впечатление производит заключительная глава романа – письмо Глеба (двоюродного брата Ани, правнука Николая Тимофеевича), психически неполноценного человека. Разумеется, это не упрёк талантливому автору: в России, как известно, переизбыток странностей и дефицит логики.

Тэги: Субъектив Алексей Слаповский
Обсудить в группе Telegram

Юрий Баранов

БАРАНОВ Юрий Константинович, литературный псевд... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Иллюзий счастья незаконченный гештальт

    26.04.2021
  • Недолюбовь на фоне пандемии

    20.04.2021
  • Равновесие мироустройства

    29.07.2020
  • В час роковой российского поэта

    15.07.2020
  • Пилигрим, бродяга и поэт

    10.06.2020
  • Эффект 25-го кадра

    135 голосов
  • В час роковой российского поэта

    46 голосов
  • Молчалинский архетип

    34 голосов
  • Книга РАдости

    34 голосов
  • Иллюзий счастья незаконченный гештальт

    31 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS