Давно замечено: в годы отчаяния и утраты ориентиров нацию, общество, граждан нередко спасает искусство.
Классический пример: Соединённым Штатам во время великой депрессии, массовых самоубийств и голодных маршей помог выстоять Голливуд, изготовлявший иллюзии, развлечения, утверждавший американскую мечту, понятие несколько условное и надуманное, но исполненное оптимизма.
Послевоенную Италию спасал кинематографический неореализм, сделавший символом веры жизнь обыкновенных людей. Итальянцы узнавали себя в негероических персонажах и верили, что имеют право хотя бы на «два гроша надежды».
Пример художественного преодоления национального унижения, выхода из фрустрации подала и Франции. В смятённое время, после позора коллаборационизма властителями умов стали Сартр и Камю. Писатели, но и философы смогли убедить общество, что изжить отчаяние и стыд можно лишь непреходящим духовным поиском…
У нас у самих была знаменитая «оттепель» наперекор глупостям хрущёвского «волюнтаризма». Она осталась в незабываемых фильмах, стихах, спектаклях, после которых хотелось до рассвета бродить по улицам.
Почему же новейшие времена, немало дав гражданам в смысле личной свободы, не отзываются в сердце теплотой и нежностью?
Гадать не приходится: волнение и озноб поселяет и сохраняет в существе человека искусство. А оно всем этим многие годы (начиная с перестройки) пренебрегало. Идея мести владела умами и чувствами творцов. Мести не только идеологическим надсмотрщикам и цензорам, но всему былому миропорядку. По выражению одного известного критика, мастерам хотелось глумиться. Не докапываться до причин, а разоблачать, обличать. Глумление сделалось основным художественным методом. А содержание зачастую сводилось к скандалу, эпатажу, издевательству: над здравым смыслом, над безотчётным желанием людей в позитиве. Расцвели «цветы зла».
Авторы, воспринимая человеческое бытие, и прошлое и нынешнее, как беспросветную «чернуху», творческую задачу видели в том, чтобы поминутно оскорблять и оплёвывать читателя, зрителя, слушателя, унижать показным имморализмом, доводить до белого каления эстетизированным хамством, оглушать постыдными звуками.
Разговаривал как-то с легендарным писателем, начинавшим с бунтарского советского романтизма и сделавшим имя отрицанием соцреалистических норм. Постмодернизм без берегов достал и его. Однако он убеждал: потерпи, надо же изжить, исторгнуть, прости, выблевать накопившуюся за тоталитарные годы желчь...
Прошло двадцать с лишним лет. Всё, что могли, изжили, живых шестидесятников – по пальцам пересчитать. Где же культурные плоды творческой свободы, призванные не то, чтобы навеять «сон золотой», но просто согреть душу? Почти не заметны. Художественный климат по-прежнему определяет желание вывернуть наизнанку естественные представления о том, ради чего стоит жить человеку. Причём, не какие-то благостные, а и самые безжалостные, как у Достоевского. Это не переосмысление, каким славились Товстоногов и Эфрос. Это извращение как приём под лозунгом: такова действительность. Она не сахар, сложна, однако склоняюсь к мысли, что за житейскую «чернуху» безжалостные творцы обычно выдают беспросветные потёмки собственной души.
Ещё не признанный Владимир Высоцкий умолял: «Только не порвите серебряные струны!» Сегодняшние признанные мэтры тем и занимаются, что злорадно рвут заветные струны зрительской души.
Высоцкий ёрничал, язвил, насмешничал, но духовно освобождал своего замороченного пропагандой современника, побуждая подняться до уровня своего же военного героизма и своей драматической судьбы. Ныне обласканные элитой художники обрекают людей на тусклое прозябание, нищету души и духа, на нравственный дебилизм, не ведающий разницы между подвигом и подлостью, между честью и предательством, между любовью и коммерческой сделкой. Конечно, всё во имя святой правды...
Правда, однако, в том, что никакой экономический подъём, никакой прорыв к высшей цивилизованности невозможен, если нет в национальной афише спектакля, после которого полночи хочется блуждать по городу.
Автор, однако, фантазер!
Среднестатистических людей утром ждвт две-три работы, раз.
И два: хм, слишком небезопасно нынче гулять по ночному городу. Догулялись в шестидесятые!
Две-три работы? А кого нет ни одной? А пенсионеры? Почему бы им не погулять до утра?
Что касается меня, то и в молодом возрасте вряд ли какое либо произведение искусства заставило бы меня лишить сна, а вот насчёт вина то, конечно, это вполне возможно.
Если бы он посмотрел на те же США, Италию и Францию сегодня, то он также ничего примечательного не обнаружил бы в области искусства, почему же Россия должна быть никак все?
Глобализация подразумевает унификацию.
"Гаврики алкогольные" http://www.lgz.ru/article/-26-6604-5-07-2017/gavriki-alkogolnye/
Жаль, что администрация клуба ДС этого не понимает.
Если говорить о современных, то: "В августе 44-го", "Звезда", "Белый тигр", "Битва за Севастополь", "Легенда № 17".
Современная книга, которая поразила: "Время московское" Зорича (бывшие украинские авторы - ныне - россияне).
Автор забыл о том, что он еще и дедушка. Мультики появились очень симпатичные. Прежде всего, студии "Мельница".
Да, наш кинематограф много снимает фильмов для интелектуальных меньшинств. Но ведь они тоже человеки. Правильно? Их культурная потребность видеть "рашку -говняшку" должна быть удовлетворена. Забота о моральных уродах должна иметь место. Правда лучше было бы если это будет не за гос. счет...
Если физиогномия автора на фотопортрете невозможно красная, следует ли из этого, что его следует причислить к красногвардейцам?
Если гламурка охренила эстетику нашей жизни, следует ли из этого, что сентенции автора — жалобы турка?
П. С.: Вы заметили, Лев? Вас стал одобрять сантер кудряшов. Это симптом однозначный - он пошляков и похабников защищает от меня. С новой Крышей, Лев. Ранее он крышевал похабного Виталю Веселовского и его корешка - похабного "Владимира Михайловича". Теперь и у Вас та же Крыша.
----------------------------------------
А Макарову опять двойка!
Александр Баринов05.07.2017: "Если бы он посмотрел на те же США, Италию и Францию сегодня, то он также ничего примечательного не обнаружил бы в области искусства, почему же Россия должна быть никак все?"
Действительно, строим капитализм. Он был бы уже совсем периферийный, если бы не советское наследие в пусть и безыдейных, но некогда подверженных обработкой марксизмом-ленинизмом, мозгах зажравшихся б/у КаГэБэшников СССР, неутраченное ими животное чувство самосохранения и не чудом сохранённая полуголодными доблестными офицерами СА, ВМФ и ВВС, голодными учёными и инженерами СССР ядерная триада.
Макаров: "Соединённым Штатам во время великой депрессии, массовых самоубийств и голодных маршей помог выстоять Голливуд, изготовлявший иллюзии, развлечения, утверждавший американскую мечту, понятие несколько условное и надуманное, но исполненное оптимизма."
Голливуд и сюда пришёл помогать. Макаров, наверное, зарплату и работу не терял, а остальным Голливуд, Болливуд, и пр. ... помогали в сочетании с гуманитарным китикетом и бульонными кубиками. Теперь и наши на базе "спасённого" Шахназаровым Мосфильма развернулись. Ляпают гламурные, мыльные, бандитские сериалы, антисоветские фильмы весьма далёкие по уровню искусства от "Доктор Куин, женщина-врач", "Коломбо", "Она написала убийство", ... Эти сериалы выдержанны в духе ещё христианских морально-нравственных ценностей, свойственном эпохе модерна, наполненные интересными подробностями американского быта 70-х - 80х, который советскому обывателю представлялся беспроблемным. А как зла сатира на сами произведения и нравы их создателей, царящие в мире массового искусства США! Сколько глупостей, волюнтаризма, преступлений вскрыто авторами этих сериалов и в области экономических отношений, свойственных капитализму.
Всё худшее пришло сюда: наши сразу шагнули в эпоху постмодерна.
;) Макаров, имей совесть, хватит пороть эти глупости, ты что действительно такой тупой, как Пивоваров, или выслуживаешься: "У нас у самих была знаменитая «оттепель» наперекор глупостям хрущёвского «волюнтаризма».
;) Тебе кушать нечего? - приходи, подам.
У нас было замечательное, УНИКАЛЬНОЕ советское время, наполненное идеей, романтикой созидания общества равенства и справедливости, в основе которого лежал строгий контроль за мерой труда и мерой потребления, суть которого прекрасно выражена в русской народной пословице: от трудов праведных не наживешь палат каменных.
На мировой арене СССР выступал с идеей ВСЕОБЩЕГО И ПОЛНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ, а не одной только Северной Кореи, и никогда Афанасьев с Гречко не похвалялись торговлей летальным оружием, как Рогозин с Шойгу.
Однажды президент заказал композитору Петрову, отобрать 50 лучших советских песен для Кремлёвскго хора. Тот весьма посетовал на неимоверную трудность задачи: как найти предпочтения одних песен пред другими, которые ничем не хуже, даже если бы пришлось выбирать 100 песен?
Подобную задачу по лучшим песням за последние 25 лет, кажется, президент не ставит — по той простой причине, что «ставить» не на чём.
Они есть, эти плоды истинного искусства, например, https://www.youtube.com/watch?v=qg5jmqrBqxY
Но если в "тоталитарную зиму" и "оттепель" их вкушали и дети и взрослые Страны, право, славных Советов, со страниц учебников, книг, газет, в прайм-тайм с экранов телевизоров, утром и вечером - из динамиков радиоприёмников, магнитофонов и граммофонов, то сейчас их можно отыскать, имея время и деньги, в помойке интернета или случайно наткнуться, переключая рано утром или ночью каналы ТВ, качаясь на волнах FM.
"Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок."
Советское "тоталитарное" искусство в продолжение лучших традиций русского народного творчества, самобытной культуры народов Великой России, финансируемое и направляемое социалистическим государством, в полной мере отвечало этой, право, славной задаче.
Увы, человек от природы так устроен (недалеко по генам от свиньи ушёл), что заглядывать в замочную скважину ему гораздо притягательней (любопытство не порок, а простое свинство), чем в окуляр микроскопа или туда, где МНОГО БУК-Ф-Ф. В советское время "семья и школа" перенацеливали подрастающее поколение, не считаясь с затратами. Капитализм (власть денег и конкуренции) имеет тенденцию возрождаться в любом общественном строе, так как основан на индивидуализме, прочих низменных, свинских инстинктах человеческой породы; при этом возрождаться тем более успешно, чем более она унавожена с детства СТАНДАРТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ и низкопробными плодами МАССМЕДИА.
--------------------------------------
"достоин будет худшей кары.
И я за жизнь его тогда
не дам и самой ломаной гитары."
Макаров: "Высоцкий ёрничал, язвил, насмешничал, но духовно освобождал своего замороченного пропагандой современника, побуждая подняться до уровня своего же военного героизма и своей драматической судьбы."
Достаточно очевидно тому, кто жил и живёт в гуще народа, а не заморачивал и не заморачивает головы пропагандой, что в советское время встретить "замороченного пропагандой современника" было гораздо сложнее, чем сейчас, во времена "духовной свободы".
Высоцкий!? Высоцкий, барды, "признанные мэтры" советской литературы и искусства - это были две стороны одной медали на груди народа-великана, медали из весьма благородного металла. Большинство из них своими изобразительными средствами, в меру своего таланта и известности побуждали свою аудиторию, часто совпадающую, подняться до уровня лучших представителей предыдущих поколений русских, советских людей, явивших образцы служения Отечеству, военного и трудового героизма, своей драматической, а порой и трагической судьбы.
;) Государство кому помогало, а кому попустительствовало в решении этой благородной творческой задачи.
Сейчас этот некогда творческий союз напоминает скорее деловой и ассоциируется уже не с медалью, а с монетой - орёл/решка.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться