Всё настоящее непременно попадает в „базу вечности“
Поэт, председатель оргкомитета Международного литературного фестиваля «Петербургские мосты» Галина Илюхина рассказывает о важности проекта.
– Галина, поэтических фестивалей сейчас, пожалуй, не меньше, чем поэтов. Почему в своё время захотелось создать свой, петербургский? Чем он отличается от прочих, кроме того, что проводится в питерские брендовые белые ночи?
– Изначальный посыл, сама идея фестиваля родилась из желания собрать «пазл» современной литературы, который рассыпался в 90-е годы вместе со всей страной. В 2003 году, когда мы – энтузиасты-единомышленники из ЛИТО «Пиитер» и литературного клуба XL придумали «Петербургские мосты», в нашей культурной столице не было ни одного масштабного фестиваля, который показывал бы срез современной поэзии во всём его разнообразии. Сначала фестиваль был посвящён исключительно поэзии, со временем мы добрались и до прозы – появился конкурс им. Даниила Хармса «Четвероногая ворона», затем – прозослэм, который блестяще провёл писатель Даниэль Орлов. В этом году мы поставили в программу мероприятие «Краткость – сестра таланта» – авторы и профессиональные чтецы прочли со сцены короткую прозу.
– У фестиваля есть свои традиции и свои премии. Что из этого набора лично вам нравится больше всего?
– Одновременно с фестивалем был задуман поэтический конкурс им. Н.С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» – таким образом, чтобы финал конкурса пришёлся на дни фестиваля и стал бы его ключевым событием. Мы гордимся тем, что именно наш «Заблудившийся трамвай» был первым конкурсом с анонимным судейством – работы участников поступают к членам жюри не под фамилиями авторов, а просто под номерами. Это уравнивает молодых и маститых авторов в стартовых условиях, делает конкурс максимально демократичным. Видимо, именно поэтому, несмотря на сравнительно небольшой призовой фонд, «Заблудившийся трамвай» пользуется авторитетом в литературном мире, попасть в финал конкурса считается престижным, не говоря уже о лауреатстве. О конкурсе им. Д. Хармса я уже упоминала, скажу только, что в этом году у нашей «Четвероногой вороны» 10-летний юбилей, и мы вместо конкурса провели Хармс-парад «Корона «вороны», в котором приняли участие победители прошлых лет. Как всегда, к нам прибыло множество гостей – замечательных российских и зарубежных литераторов. Россия (Москва, Калининград, Ставрополь, Армавир, Нижний Новгород, Казань), Беларусь, Украина, Латвия, США, Бельгия и даже Таиланд – вот куда дотянулись в этом году наши «Мосты».
И, наконец, не могу не упомянуть о самом необычном проекте – MOVINGPOETRY. «Движущаяся поэзия» или «Проникновенные вирши» – оба варианта предложенного перевода отражают суть проекта: соединение танца и поэзии. Проект стартовал в 2013 году, организован международной эдьютеймент-компанией «DANCEGURU» и «Петербургскими мостами». В MOVINGPOETRY участвуют лучшие танцоры самых разных стилей и направлений, создавая великолепные пластические перформансы на стихи современных (и не только современных) поэтов. Идейный вдохновитель и душа MOVINGPOETRY – хореограф, культуролог, специалист по неформальному образованию Яна Брук.
– «Петербургские мосты» проводились уже 14-й раз. Любое мероприятие такого масштаба требует финансовых вложений. Как справляетесь с этой проблемой?
– Справляемся по-разному. Поначалу скидывались на всё из собственных карманов. Как-то раз нам удалось получить грант от фонда «Русский мир». Теперь нас регулярно поддерживает Комитет по печати и взаимодействию со СМИ правительства Санкт-Петербурга, причём поддержка идёт не только в виде субсидий – ведь и «Книжная лавка писателей», и «Книжные аллеи», на которых проходят фестивальные мероприятия, – это площадки, существующие и развивающиеся благодаря Комитету по печати. Печалит одно: субсидия, выделяемая городом на литературные фестивали, с каждым годом сокращается. Очевидно, это связано с общей государственной политикой по отношению к литературе – пока на самом высоком уровне не осознают наконец, что сохранение и развитие культурных языковых традиций – одна из главных задач государства, финансирование литературных фестивалей, журналов и газет будет только сокращаться. Слава богу, что у «Петербургских мостов» есть друзья, жертвующие посильные суммы, и это помогает фестивалю выживать.
– При нынешнем сетевом общении все мы существуем как бы в одном ЛИТО. А случаются ли поэтические открытия на фестивале?
– Да, конечно. Конкурс «Заблудившийся трамвай» каждый год являет литературному миру несколько новых имён.
– А почему, на ваш взгляд, поэтам так важно собираться вместе? Ведь можно читать друг друга во всевозможных журналах и ЖЖ?
– Никогда буковки на экране монитора не смогут заменить живое общение, в процессе которого бурлят споры, рождаются новые дружбы, происходит ценнейший обмен опытом. Творчество, конечно, дело интимное, оно требует одиночества и сосредоточения, однако его результат нуждается в живом отклике и оценке товарищей по перу.
– На ваш взгляд, сейчас время поэзии или время прозы?
– Сейчас – время информации. И поэзия, и проза отодвинуты на задний план, это удел авторов и ценителей настоящей литературы. Однако совершенно неважно, какое время выпало писателю – он живёт и творит независимо от этого. Я верю, что всё настоящее, талантливое, неизменно попадает в «базу вечности» и рано или поздно дождётся своего читателя.
Санкт-Петербург