Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июля 2015 г.
  4. № 27 (6515) (01.07.2015)
Искусство

Под управлением любви

01 июля 2015

21 июня не стало Александра Горбаня. Известный режиссёр трагически погиб под колёсами поезда. Он переходил железнодорожные пути у подмосковной станции Перловская и не услышал приближения состава. До 55-летия он не дожил три месяца. Но разве дорога художника измеряется прожитыми годами?

В мир театра он вошёл как актёр – в 1982-м окончил Киевский институт театрального искусства имени Карпенко-Карого, попал по распределению в Сумский ТЮЗ, затем судьба привела его в старейший драматический театр России – в Ярославль. Но искушение управлять магией лицедейства оказалось сильнее: его второй альма-матер стал режиссёрский факультет ГИТИСа.

Он как немногие из коллег по цеху понимал, что режиссура – искусство неуловимое. Драматург напишет расчудесную пьесу, её примет к постановке театр с архиталантливой труппой, композитор сочинит дивную музыку, сценограф – фантастические декорации, а художник по костюмам облачит актёров в нечто и вовсе неописуемое, но чтобы всё это задышало, зазвенело и запело, нужен человек, способный заразить всех – от премьера до последнего «кушать подано» – счастливым вирусом любви. Александр Горбань владел этим редчайшим по нынешним временам даром. В этом присягнут и вахтанговцы, и сатириконовцы, и актёры ещё двух десятков глубинных российских театров от Краснодара до Томска и от Архангельска до Ростова – уникальность суммарного таланта каждой конкретной труппы он постигал на каком-то совершенно интуитивном уровне.

Диапазон его интересов был не просто обширен – почти необъятен: Мольер и Гольдони, Шварц и Лесков, Чехов и Зюскинд, непритязательный Рей Куни и неисчерпаемый Булгаков, острая сатира Юрия Полякова и искромётная ирония Эдуардо де Филиппо получали в постановках Александра Горбаня совершенно неожиданную оптику. А какими легкокрылыми и лучезарными получились у него «Фиалка Монмартра» и «Моя прекрасная леди» в Московской оперетте! О настоящей, неразменной, непреходящей любви Горбань мог говорить так, словно она и впрямь существует на свете. Он и на «Золотую маску» был номинирован за «Фанфан-тюльпан» – спектакль о том, что надежда не умирает до тех пор, пока в человеке живёт любовь.

Более сорока спектаклей за двадцать лет в профессии, где таким, как он, год надо считать не за два, а за пять. В сентябре Александр Николаевич собирался приступить к репетициям нового спектакля в Московском академическом театре сатиры. Не сложилось. Он ушёл. И кто знает, какую пьесу он решил поставить там, куда отправился…

«ЛГ»

Тэги: Театр Эпитафия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS