Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июля 2015 г.
  4. № 27 (6515) (01.07.2015)

Сколько стоит ошибка

01 июля 2015

Р. Енгибарян. Мужчина и женщина. Цена одной ошибки. – М.: Международные отношения, 2015. – 320 с. – 2000 экз.


Новый роман известного учёного-правоведа Роберта Енгибаряна «Мужчина и женщина. Цена одной ошибки» является логическим продолжением ранее изданных произведений «О, Мари», «Мужчина и женщина. Нескончаемый диалог», «Время жить: выбор судьбы». В них автор размышляет о судьбе человека, складывающейся из череды ситуаций, которые ставят личность перед необходимостью выбора, а также о взаимоотношениях мыслящего индивида с государством, социумом, родными и близкими, друзьями и врагами, с Богом и, что важнее всего, с самим собой.

В центре этой книги – профессор одного из московских вузов Иван Ильич, оказавшийся в непростой жизненной ситуации из-за романа с молоденькой лаборанткой своей кафедры. Эта отправная сюжетная точка порождает целый ряд ситуаций, требующих от героя непростых решений, которые в корне меняют его судьбу и приводят в конце книги к нравственному коллапсу.

Иван Ильич – персонаж, вызывающий у читателя сочувствие и симпатию с первых страниц повествования, несмотря на то что совершаемые им поступки не всегда соответствуют общепринятым нормам морали. Одна из самых привлекательных его черт заключается в том, что он – агностик, с одной стороны, отрицающий существование высших сил («а может, человек придумал Бога, чтобы осво­бодить себя от одиночества, быть убеждённым, что рядом всегда есть кто-то»), с другой стороны – ведущий на протяжении всего романа яростный спор-диалог с Богом («Бог, ты неправ – я прав. Ты забрал жизнь безвинной слабой женщины, чтобы наказать меня? В чём моя вина? В том, что я защищал себя и свою честь от алчных, бессердечных и опасных для общества людей? Бог, ты жесток и несправедлив»).

В основе всех его поступков лежит естественное для каждого живого существа стремление к самосохранению и обеспокоенность судьбой своих близких, готовность защищать их интересы, пусть даже преступив грань дозволенного. Испив горькую чашу унижения со стороны шантажирующих его авантюристов (матери его бывшей любовницы и «крышующего» её майора полиции), профессор мог бы смириться с судьбой, сломаться и дальше играть роль безропотной жертвы. Но он находит силы для ответного удара. («Я – живой человек и, как любое живое существо, буду до конца бороться за свою жизнь и за жизнь моих близких… Мой моральный долг требует наказать этих подлых животных в облике человеческом»).

Во всех своих действиях он стремится быть честным перед самим собой, понимая, что от его выбора зависит его судьба. («Как ни проклинай судьбу, я – единственная причина всех моих страданий… Я человек, и мне присущи все человеческие добродетели и пороки… Одни живут, не осмеливаясь нарушить человеческие и Божьи законы, другие нарушают их с надеждой сохранить всё в тайне… У одних случай и судьба не ведут к запрещённому деянию, перед другими – ставят сложнейшие моральные и душевные задачи. Одни могут усилием воли заставить себя отказаться от великого соблазна, а другим это не удаётся…»)

Однако сложность нравственного выбора Ивана Ильича состоит не только в том, как избавиться от преследующих его шантажистов. Ему важно совершить акт возмездия, наказать их за содеянное, и именно в этой точке сюжета автор затрагивает одну из важнейших проблем – взаимоотношения гражданина и государства. Каждый член гражданского общества имеет право на защиту своих чести и достоинства, при этом такую защиту ему обязано обеспечить государство силами правоохранительных органов. Тем не менее, столкнувшись с актом агрессии, Иван Ильич с самого начала понимает бесперспективность обращения за защитой к таким органам. И всё-таки, будучи законопослушным, профессор обращается в полицию. «…В грязном, пахнущем немытыми телами, табаком и нечистотами помещении дежурные ходили взад и вперёд, громко разговаривали… Ни одного интеллигентного лица, нормального мужского телосложения: пузатые и худые, высокие и низкорослые, темноволосые или русые, они все – со своими тупыми и агрессивными лицами, громкими голосами, в плохо сшитой тёмной одежде – были похожи друг на друга…» Автор романа со знанием профессионального юриста, у которого за плечами опыт работы в следственных органах, даёт точное и беспощадное описание этой социальной группы.

Не добившись защиты в правоохранительных органах, Иван Ильич принимает важнейшее для себя решение – самому совершить акт наказания, то есть принять на себя функции государства. Под предлогом продажи дачи он заманивает шантажистов в погреб и запирает их там, зачитав им как приговор отрывок из статьи 163 Уголовного кодекса России «Вымогательство». Эта сцена является кульминацией произведения. В ней герой вступает в конфликт не только с преследующими его преступниками, но и с государством, не сумевшим или не захотевшим предоставить защиту своему гражданину. Драматизм ситуации заключается в том, что, будучи юридически грамотным, профессор понимает неправомерность своего поступка. Но с другой стороны, у него нет иного выхода защитить свои честь и достоинство, а также безопасность своих близких.

События разворачиваются стремительно, удивляя читателя неожиданными поворотами сюжетных линий. Ивана Ильича преследуют несчастья: сначала добровольно уходит из жизни его жена, потом умирает мать. Сын профессора отказываться принять на себя ответственность за свою гражданскую жену и будущего ребёнка, и Иван Ильич принимает в семью Ольгу, предоставляя ей кров, защиту, а в дальнейшем – своё сердце. Судьба также не щадит и узников Ивана Ильича. Сначала Стелла, являющаяся уголовницей по природе своей, убивает в драке подельника, а потом погибает сама, устроив поджог дачи.

На фоне всех этих трагедий судьба, казалось, идёт навстречу Ивану Ильичу, подарив ему его заветную мечту – любовь чистой и красивой девушки. Но и в этой ситуации профессору надо сделать непростой выбор: перешагнуть через возраст, разделяющий его и его новую возлюбленную, а также забыть о том, что Ольга была гражданской женой его сына и станет матерью внука профессора. И Иван Ильич делает выбор в пользу новой любви. «…Природа сильнее, чем я, и заставляет забыть обо всём на свете, и с этим ничего нельзя поделать… Я земной, мои корни в земле, всеми силами они направляют меня к женщине, к оплодотворению, к созданию новой жизни. А разве быть счастливым, вырваться из убивающего одиночества, любить и быть любимым не есть великое счастье…»

Но Ивану Ильичу предстоит сделать последний и самый трудный выбор. К профессору приходит генерал ФСБ и предлагает ему заключить сделку со своей совестью вполне в духе средневековой повести о другом учёном – докторе Фаусте. В обмен на обещание отказаться от любимой женщины и вступить в отношения с нелюбимой Ивану Ильичу обещают не возбуждать в отношении него уголовное дело по факту исчезновения некоей Стеллы Карапетовой и майора полиции Сергея Кондакова, то есть тех, кто шантажировал профессора и кого он покарал, самовольно приняв на себя функции правосудия. И в этой драматической ситуации герой переживает нравственный коллапс. Независимый, свободолюбивый профессор, стремившийся получить свободу от условностей общества и счастливую жизнь с любимой женщиной, вынужден отказаться от того, ради чего он не раз преступал грань дозволенного, чтобы в конечном счёте получить несвободу и жизнь с навязанной ему партнёршей.

Конечно, роман «Мужчина и женщина. Цена одной ошибки», как и другие произведения Роберта Енгибаряна, не исчерпывается одной проблемой и сюжетной линией. Это сложное и многоплановое произведение как с точки зрения проблематики, так и с точки зрения жанра. В романе есть элементы и детектива, когда читатель сталкивается с абсолютно неожиданными поворотами сюжета, и социальной сатиры, не щадящей легко узнаваемые типажи работников высшей школы, и, безусловно, пряного в своей откровенности любовного романа. Это также тонкое психологическое повествование об одиночестве человека в современном мире и неизбежном этапе старения. Читатель любого возраста, эстетических пристрастий и социальной принадлежности найдёт в романе свою, только ему созвучную ноту.

Юлия КАРАУЛОВА, кандидат юридических наук


Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS