САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.

Вокал бога – маг облаков

07.02.2021
Вокал бога – маг облаков Представляем Вадима ГЕРШАНОВА с новыми и относительно новыми рифмопалиндромами.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

Отгибает от покоя

22.02.2021
Отгибает от покоя Заслуженный деятель искусств России Александр ПУДИН поздравляет поэта Александра МЕДВЕДЕНКО с днем рождения.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.

«Мой сын, послушай мой рассказ…»

17.02.2021
«Мой сын, послушай мой рассказ…» Несанкционированные митинги, в которых участвовало немало подростков-школьников, почти сошли на нет, считает Татьяна ВОЕВОДИНА.
  • Статьи
  • 2015 год
  • № 27 (6515) (1-07-2015)
  • Какие литературные герои нужны стране без лишних людей?

Какие литературные герои нужны стране без лишних людей?

Миронов Сергей

Какие литературные герои нужны стране без лишних людей?

Колумнисты ЛГ / Очевидец
Миронов Сергей

Теги: литература , история

Заметки на полях произведений, присланных на соискание литературной премии «В поисках правды и справедливости»

В начале 2015 года мы учредили Литературную премию «Справедливой России». Заявки продолжают поступать, молодые писатели, поэты и журналисты присылают свои книги и рукописи. Некоторые присылают прямо в Госдуму, другие – в Центральный аппарат партии. Признаюсь, я часто один-два текста беру с собой и читаю в дороге. Уровень мастерства, талант у всех авторов, естественно, разный. Но вот что «цепляет», бросается в глаза: впервые за последние 200 лет образ «героя нашего времени» – литературного героя эпохи – отступает от традиционного для русской классической литературы образа «лишнего человека»!

Я не поленился, взял карандаш и, вспоминая уроки моей учительницы литературы Аллы Константиновны Неклюдовой, выписал в столбик имена «лишних людей» нашей классики: Евгений Онегин, Александр Чацкий, Григорий Печорин, Илья Обломов, Евгений Базаров, князь Лев Мышкин, Григорий Мелехов, Виктор Зилов, Веничка Ерофеев. В этот ряд я бы включил и отвергнутых эпохой, выброшенных из общества, сломленных Левшу (Лесков) и Мастера (Булгаков).

Особняком стоят имена героев историософского романа-эпопеи Л.Н. Толстого Андрея Болконского и Пьера Безухова, а также имя Родиона Раскольникова из романа-трагедии Ф.М. Достоевского. Это имена-символы, имена-идеи.

Начиная с середины XIX века писатели, создавая образ «лишнего человека», по-видимому, не могли удержаться от иронии, которая проникает даже в сами их имена: Илья – хочется услышать – Муромец, ан нет – Обломов. Евгений – он же «благородный», но, увы, – Базаров. Князь Лев «награждён» антонимичной фамилией – Мышкин.

Впрочем, писатели того столетия противопоставляли «лишнему человеку» положительного героя своего времени. У Пушкина это Гринёв, у Лермонтова – купец Калашников, у Гончарова – Штольц, у Тургенева – Павел Петрович Кирсанов. Если «лишние люди» почти все «несчастливы одинаково», то положительные герои счастливы по-разному. Гринёв служит Отечеству, купец Калашников ставит превыше всего в жизни честь, Штольц – человек дела, Павел Петрович – рыцарь любви. И всё же «лишние люди» тогда, в конце XIX века, «победили». Результатом этой идеологической победы стала катастрофа, которая случилась с Россией почти 100 лет назад.

В XX веке «лишний человек» – это изгнанник (в поэзии Марины Цветаевой, в прозе Бунина), запутавшийся человек (у Шолохова, у Набокова), слабак, неудачник (у Вампилова). В страшные годы XX века с его войнами и катастрофами положительными литературными героями становились Павел Корчагин Островского (период революции и Гражданской войны), Василий Тёркин (поэма Твардовского), Андрей Соколов («Судьба человека» Шолохова), солдаты и офицеры из произведений Симонова, Бондарева, Васильева.

Казалось бы, после Великой Отечественной войны, после всех пережитых народом испытаний образ «лишнего человека» должен навсегда уйти из нашей литературы. Но он возродился в послевоенной прозе, утвердился в литературе так называемого постмодерна, провоцируя новую катастрофу – развал страны и эпоху беспамятства 90-х.

Почему? Зачем нашей творческой интеллигенции, нашим писателям так нужен этот образ? Отчего они так цепляются за него из века в век? Кто такой «лишний человек» в обществе? Человек, который считает себя лучше этого общества и отворачивается от него вместо того, чтобы делать это общество гармоничнее, справедливее, разумнее. Наша интеллигенция очарована образом «лишнего человека», потому что он отдельный, он не народ, он другой. С одной стороны, это гордыня нашего «креативного» класса. С другой – мелкая трусость и, простите, лень. «Лишним человеком» быть и жить удобненько: стой в сторонке, критикуй, при этом оставайся чистеньким и умненьким. Возникает этакое самолюбование: ах, какой я непонятый, ах, я лишний в этой проклятой стране «совка», «рашки», «путинизма».

Я читаю работы, присланные на соискание премии «Справедливой России», и размышляю: кто он – новый литературный герой нашей эпохи?

Каким, к примеру, его вижу я?

Вспоминаю день 9 Мая. Мы шли по Тверской с портретами своих отцов и дедов – героев войны. Это была миллионная колонна мирно и твёрдо идущих людей, которые знают, зачем жили их деды, зачем живут они сами, зачем будут жить их дети и внуки. Шёл народ страны, поднявшейся с колен. Я видел лица людей, которые точно знают, ради чего они живут: ради утверждения справедливости, добра и правды. В той колонне не было «лишних людей», все были нужны и важны – и живые, и мёртвые. И я подумал: а вдруг судьба какого-то молодого человека из этой колонны вдохновит такого же молодого писателя на создание образа нового литературного героя нашей эпохи?

Я буду рад, если и вы, читатели «Литературной газеты», скажете мне, каким вы видите этого героя.



Оценить:

Оценка: 5.52 - Голосов: 27

Юрий-Гуманист, 01.07.2015

Герой нашей эпохи. Прежде всего он положительный. Опрятный, трезвый и некурящий. Уважает своё человеческое достоинство. Поэтому не смотрит ТВ и не читает жёлтую прессу, не сквернословит и старается говорить русским языком Чехова и Розанова. Имеет царя в голове, умеет различать существенное и второстепенное, держит слово и никогда не берёт кредиты, не делает долгов. Герой нашего времени скучен и неприметен. Потому что он в работе, а в работе много рутины. Он не столь красноречив как партийные высокооплачиваемые демагоги, но говорит чаще всего по делу. Кратко и понятно.
Герой нашей эпохи. Прежде всего он положительный. Опрятный, трезвый и некурящий. Уважает своё человеческое достоинство. Поэтому не смотрит ТВ и не читает жёлтую прессу, не сквернословит и старается говорить русским языком Чехова и Розанова. Имеет царя в голове, умеет различать существенное и второстепенное, держит слово и никогда не берёт кредиты, не делает долгов. Герой нашего времени скучен и неприметен. Потому что он в работе, а в работе много рутины. Он не столь красноречив как партийные высокооплачиваемые демагоги, но говорит чаще всего по делу. Кратко и понятно.

Владимир Махин, 02.07.2015

И еще. Современный герой нашей эпохи не особо доверяет нынешним политикам. В том числе и автору статьи.
И еще. Современный герой нашей эпохи не особо доверяет нынешним политикам. В том числе и автору статьи.

Юрий-Гуманист, 02.07.2015

Современный герой нашей эпохи считает ниже своего достоинства тратить время на оценку нынешним политикам в силу их никчёмности. Автор статьи профессиональный приспособленец и демагог. Образованный мещанин.
Современный герой нашей эпохи считает ниже своего достоинства тратить время на оценку нынешним политикам в силу их никчёмности. Автор статьи профессиональный приспособленец и демагог. Образованный мещанин.

Валентин Иванович Колесов, 01.07.2015

Хорошая статья, актуальная проблема.Т.Миронов не упомянул еще одну книгу: «Что делать» Чернышевского. Многим русским она дала образцы настоящих героев. В т.ч. Владимиру Ильичу, социал-демократу (предшественнику т.Миронова).
В книге «Жизнь русского» http://lit.lib.ru/k/kolesow_w_i/ показана жизнь обычного русского, который жил в советской стране, без развала и застоя. Было: Победа, космос, мощная индустрия, бесплатное жилье, рост населения, занятость. При т.н. «застое» создана нефтегазодобыча, которой кормимся до сих пор, в т.ч. и антисоветчики.
Он инженер, снаряжал атомные бомбы, стрелял ракетами Челомея с подводной лодки, создавал компьютерные системы управления заводами. Был морально устойчив, советской Родине предан. Десятки его друзей были такими же. Как и миллионы советских русских.
У нас была Великая Эпоха. Были и недостатки – излечимые.
Но вместо лечения - умерщвление: развал промышленности, недоступное для большинства жилье, вымирание населения, безработица.
Книга активно читается в Интернете. Издана в Канаде и ФРГ, по ценам малодоступна. Число читателей в Интернете в десятки превышает печатные тиражи.
Хорошая статья, актуальная проблема.Т.Миронов не упомянул еще одну книгу: «Что делать» Чернышевского. Многим русским она дала образцы настоящих героев. В т.ч. Владимиру Ильичу, социал-демократу (предшественнику т.Миронова). В книге «Жизнь русского» http://lit.lib.ru/k/kolesow_w_i/ показана жизнь обычного русского, который жил в советской стране, без развала и застоя. Было: Победа, космос, мощная индустрия, бесплатное жилье, рост населения, занятость. При т.н. «застое» создана нефтегазодобыча, которой кормимся до сих пор, в т.ч. и антисоветчики. Он инженер, снаряжал атомные бомбы, стрелял ракетами Челомея с подводной лодки, создавал компьютерные системы управления заводами. Был морально устойчив, советской Родине предан. Десятки его друзей были такими же. Как и миллионы советских русских. У нас была Великая Эпоха. Были и недостатки – излечимые. Но вместо лечения - умерщвление: развал промышленности, недоступное для большинства жилье, вымирание населения, безработица. Книга активно читается в Интернете. Издана в Канаде и ФРГ, по ценам малодоступна. Число читателей в Интернете в десятки превышает печатные тиражи.

Юрий-Гуманист, 01.07.2015

Придётся продолжить. Потому что тов.Миронов говорил об образе нового литературного героя нашей эпохи. Такой герой должен быть персонификацией духовного сопротивления "мерзости запустения".
Придётся продолжить. Потому что тов.Миронов говорил об образе нового литературного героя нашей эпохи. Такой герой должен быть персонификацией духовного сопротивления "мерзости запустения".

Тот, кто, 01.07.2015

А ещё Герой должен быть гуманистом (не путать с гуманоидом!) И обязательно зваться Юрием. Иль дэ и, Гуманист?
А ещё Герой должен быть гуманистом (не путать с гуманоидом!) И обязательно зваться Юрием. Иль дэ и, Гуманист?

Анатолий Поляков, 01.07.2015

" Но вот что «цепляет», бросается в глаза: впервые за последние 200 лет образ «героя нашего времени» – литературного героя эпохи – отступает от традиционного для русской классической литературы образа «лишнего человека»!"

Образ "лишнего" человека- это еще куда не шло ! Девятнадцатый век понимал под этим людей, не вписывающихся в общепринятый принцип. Двадцать первый век внес свои коррективы, и у думцев есть шанс попасть в "герои" нашего времени всем скопом...
" Но вот что «цепляет», бросается в глаза: впервые за последние 200 лет образ «героя нашего времени» – литературного героя эпохи – отступает от традиционного для русской классической литературы образа «лишнего человека»!" Образ "лишнего" человека- это еще куда не шло ! Девятнадцатый век понимал под этим людей, не вписывающихся в общепринятый принцип. Двадцать первый век внес свои коррективы, и у думцев есть шанс попасть в "герои" нашего времени всем скопом...

Надежда ивановна, 01.07.2015

Я бы с интересом прочла повествовпние о враче.
Например, из КДЦ от РЖД, где начальник господин Якунин получает около двух мильонов в день, а врач на руки - 18,4 т р в месяц!
Ведь врач же одушевленный предмет, да? О чем он думает? Как там между собой юморят врачи?
Мне б интересно было.
Иль из Склифа . Там врач в реанимации имеет зарплату, конечно, больше, чем в ведомстве Якунина, аж 30 т р!
Думаю, что и многим было б интересно!..
Я бы с интересом прочла повествовпние о враче. Например, из КДЦ от РЖД, где начальник господин Якунин получает около двух мильонов в день, а врач на руки - 18,4 т р в месяц! Ведь врач же одушевленный предмет, да? О чем он думает? Как там между собой юморят врачи? Мне б интересно было. Иль из Склифа . Там врач в реанимации имеет зарплату, конечно, больше, чем в ведомстве Якунина, аж 30 т р! Думаю, что и многим было б интересно!..

Владислав Викторович Попов, 01.07.2015

Ложь литературы и правда жизни ... вещи несовместимые ...

Капитал - это обман ... труд - это истина ...
Ложь литературы и правда жизни ... вещи несовместимые ... Капитал - это обман ... труд - это истина ...

Алексеев, 01.07.2015

А "собственность - это кража" (с)
А "собственность - это кража" (с)

Николай Прокофьев, 02.07.2015

Герой нашего времени рождается не от конъюнктуры и не от пожелания политиков. Рождаются - и все тут, ничего с этим не поделаешь! А каков этот герой - положительный или отрицательный - это уже другой вопрос. Процесс пошел. Образ развивается помимо нашей воли. Как бы обеднела литература без лишних людей - без Онегина, без Печорина, без Базарова!...Какие они лишние!? Это полноценные герои не только прошлого, но и настоящего!
Какие преступления они совершили? Никаких! Ни уголовных, ни нравственных! Они по старым понятиям эгоисты, а по новым понятиям здоровые индивидуалисты с философским взглядом на мир и ищущие своего места в жизни, но не находящие его...Такие люди были, есть и будут! Жизнь их рождает не на пустом месте, и они дают больше пищи для ума и для нравственного развития, чем рафинированные положительные герои, высосанные из пальца!
Героем нашего времени может стать любой тип личности от криминальной до святой, и каждый будет воздействовать по своему на развитие человека! Лишних героев нет, как нет лишних людей...Литература развивается по законам общества и должна отражать все аспекты этого общества, а не только те, которые выгодны политикам!
Герой нашего времени рождается не от конъюнктуры и не от пожелания политиков. Рождаются - и все тут, ничего с этим не поделаешь! А каков этот герой - положительный или отрицательный - это уже другой вопрос. Процесс пошел. Образ развивается помимо нашей воли. Как бы обеднела литература без лишних людей - без Онегина, без Печорина, без Базарова!...Какие они лишние!? Это полноценные герои не только прошлого, но и настоящего! Какие преступления они совершили? Никаких! Ни уголовных, ни нравственных! Они по старым понятиям эгоисты, а по новым понятиям здоровые индивидуалисты с философским взглядом на мир и ищущие своего места в жизни, но не находящие его...Такие люди были, есть и будут! Жизнь их рождает не на пустом месте, и они дают больше пищи для ума и для нравственного развития, чем рафинированные положительные герои, высосанные из пальца! Героем нашего времени может стать любой тип личности от криминальной до святой, и каждый будет воздействовать по своему на развитие человека! Лишних героев нет, как нет лишних людей...Литература развивается по законам общества и должна отражать все аспекты этого общества, а не только те, которые выгодны политикам!

Я.Войцеховский, 03.07.2015

"Впрочем, писатели того столетия противопоставляли «лишнему человеку» положительного героя своего времени. У Пушкина это Гринёв, у Лермонтова – купец Калашников" -?
Впрочем, и Андрей Болконский - тоже герой исторического романа.

Клюква, однако...
"Впрочем, писатели того столетия противопоставляли «лишнему человеку» положительного героя своего времени. У Пушкина это Гринёв, у Лермонтова – купец Калашников" -? Впрочем, и Андрей Болконский - тоже герой исторического романа. Клюква, однако...

Любовь Павловна, 03.07.2015

Героев воспитывает литература и семья, приверженная литературе, которая навязывает идеалы под стать. Школа тоже учит и несет образы из такой литературы в жизнь. А уже государство закрепляет систему образования своей политикой, порождая эти самые "законы общества". Так что все верно насчет политики. В свое время была мораль, навязываемая церковью и правителем, затем советская.. И лучшей она не стала теперь. Если правители ставят во главу рубль(доллар), обещая талантливым учащимся: "каждый может стать миллионером", да еще, если войдет в управление корпорацией, считай, в "раю". Вон, недавно отчитались по дивидендам: нисколько не пострадали от всевозможных кризисов и санкций, не в пример пенсий простых граждан с коммунальными расходами в придачу..
Героев воспитывает литература и семья, приверженная литературе, которая навязывает идеалы под стать. Школа тоже учит и несет образы из такой литературы в жизнь. А уже государство закрепляет систему образования своей политикой, порождая эти самые "законы общества". Так что все верно насчет политики. В свое время была мораль, навязываемая церковью и правителем, затем советская.. И лучшей она не стала теперь. Если правители ставят во главу рубль(доллар), обещая талантливым учащимся: "каждый может стать миллионером", да еще, если войдет в управление корпорацией, считай, в "раю". Вон, недавно отчитались по дивидендам: нисколько не пострадали от всевозможных кризисов и санкций, не в пример пенсий простых граждан с коммунальными расходами в придачу..

Галина Грушина, 03.07.2015

Пресловутый "лишний человек"в русской литературе 19-ого века - выдумка советских литературоведов. Они и авторов-то нужных отбирали, и произведения - часто не самые лучшие, замалчивая множество замечательных писателей . Давно пора изменить концепцию истории русской литературы, главный герой которой - человек духовный, патриот, созидатель, а не "лишний" неудачник.
Пресловутый "лишний человек"в русской литературе 19-ого века - выдумка советских литературоведов. Они и авторов-то нужных отбирали, и произведения - часто не самые лучшие, замалчивая множество замечательных писателей . Давно пора изменить концепцию истории русской литературы, главный герой которой - человек духовный, патриот, созидатель, а не "лишний" неудачник.

Ionizzzzd, 04.07.2015

В литературе, и в Русской Великой особенно, действуют литературные персонажи, литературные образы. Человеки действуют в других эпистолярных жанрах, как то протоколы всех сортов. Там много чего, в протоколах В хорошем литературном произведении, нет лишних и доже проходных персонажей. Без любого из персонажей "Шинели", повесть просто разваливается. Портной Петрович, там предвосхищает появление недалекого, но нужного стража порядка. Образная ткань гениального произведенияfLJAE, ни добавить, не убавить! А?! Но этим нюансам как то не всегда уделяют должное внимание, да и прогуливают многие, чего греха таить.
В литературе, и в Русской Великой особенно, действуют литературные персонажи, литературные образы. Человеки действуют в других эпистолярных жанрах, как то протоколы всех сортов. Там много чего, в протоколах В хорошем литературном произведении, нет лишних и доже проходных персонажей. Без любого из персонажей "Шинели", повесть просто разваливается. Портной Петрович, там предвосхищает появление недалекого, но нужного стража порядка. Образная ткань гениального произведенияfLJAE, ни добавить, не убавить! А?! Но этим нюансам как то не всегда уделяют должное внимание, да и прогуливают многие, чего греха таить.

Ольга777, 05.07.2015

Автор пишет: "Впрочем, писатели того столетия противопоставляли «лишнему человеку» положительного героя своего времени. У Пушкина это Гринёв, у Лермонтова – купец Калашников, у Гончарова – Штольц, у Тургенева – Павел Петрович Кирсанов".
Но Калашников - герой эпохи царя Ивана Грозного, а не эпохи Лермонтова. П.П.Кирсанов никак не положительный герой у Тургенева, который писал о своём романе: "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса". После сцены дуэли с Базаровым, во время которой авторская ирония направлена не на главного героя, а на Павла Петровича, автор сравнивает исхудалую голову последнего с головой мертвеца, а потом добавляет: "Да он и был мертвец". В духовном плане. С Обломовым С.Миронов тоже обмишурился. Напрасно автор статьи считает, что положительным героем Гончаров вывел предпринимателя Штольца (о невозможности этого говорит даже нерусская фамилия героя), вся деятельность которого направлена на увеличение капитала. А почему не названы "положительные" герои в противовес князю Мышкину и Чацкому? Многие "лишние люди" (не все, но многие), герои литературы 19 века, являются лучше во сто крат своих антиподов.
Ещё одна цитата: "И всё же «лишние люди» тогда, в конце XIX века, «победили». Результатом этой идеологической победы стала катастрофа, которая случилась с Россией почти 100 лет назад."
Невозможно с этим согласиться. "Катастрофа" (имеется в виду, скорее всего, революция 1917 г.) "случилась с Россией" как раз не от деятельности-бездеятельности "лишних людей", а из-за страшного социального неравенства, неумелой политики, как внутренней, так и внешней, из-за накопившегося праведного гнева столетиями угнетаемого народа.
Такое впечатление, что литературу С.Миронову преподавала не Алла Константиновна, а сванидзе-млечины-ерофеевы (которые викторы).
Автор пишет: "Впрочем, писатели того столетия противопоставляли «лишнему человеку» положительного героя своего времени. У Пушкина это Гринёв, у Лермонтова – купец Калашников, у Гончарова – Штольц, у Тургенева – Павел Петрович Кирсанов". Но Калашников - герой эпохи царя Ивана Грозного, а не эпохи Лермонтова. П.П.Кирсанов никак не положительный герой у Тургенева, который писал о своём романе: "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса". После сцены дуэли с Базаровым, во время которой авторская ирония направлена не на главного героя, а на Павла Петровича, автор сравнивает исхудалую голову последнего с головой мертвеца, а потом добавляет: "Да он и был мертвец". В духовном плане. С Обломовым С.Миронов тоже обмишурился. Напрасно автор статьи считает, что положительным героем Гончаров вывел предпринимателя Штольца (о невозможности этого говорит даже нерусская фамилия героя), вся деятельность которого направлена на увеличение капитала. А почему не названы "положительные" герои в противовес князю Мышкину и Чацкому? Многие "лишние люди" (не все, но многие), герои литературы 19 века, являются лучше во сто крат своих антиподов. Ещё одна цитата: "И всё же «лишние люди» тогда, в конце XIX века, «победили». Результатом этой идеологической победы стала катастрофа, которая случилась с Россией почти 100 лет назад." Невозможно с этим согласиться. "Катастрофа" (имеется в виду, скорее всего, революция 1917 г.) "случилась с Россией" как раз не от деятельности-бездеятельности "лишних людей", а из-за страшного социального неравенства, неумелой политики, как внутренней, так и внешней, из-за накопившегося праведного гнева столетиями угнетаемого народа. Такое впечатление, что литературу С.Миронову преподавала не Алла Константиновна, а сванидзе-млечины-ерофеевы (которые викторы).

ЛП, 05.07.2015

Умница, Ольга!
Еще добавлю: все же не народ воспитал героя, а герои воспитывали народ, своим подвигом, на нем и воспитали.. А точнее, как у Высоцкого "семья и школа"..
Умница, Ольга! Еще добавлю: все же не народ воспитал героя, а герои воспитывали народ, своим подвигом, на нем и воспитали.. А точнее, как у Высоцкого "семья и школа"..

Яна, 06.07.2015

Так оно и есть! Не зря Миронов по команде из Кремля организовал свою "партейку"- чтобы оттянуть голоса у коммунистов. Он такой же симулякр, как и правящая Ердоска!
Так оно и есть! Не зря Миронов по команде из Кремля организовал свою "партейку"- чтобы оттянуть голоса у коммунистов. Он такой же симулякр, как и правящая Ердоска!

Серж Хан, 07.07.2015

Если и есть в русской литературе положительный герой среди предпринимателей, то это никак не Штольц у Гончарова. Это - Привалов у Мамина-Сибиряка.
Если и есть в русской литературе положительный герой среди предпринимателей, то это никак не Штольц у Гончарова. Это - Привалов у Мамина-Сибиряка.

Генннадий, 06.07.2015

Полагаю, что после бандитской приватизации 90-х и ее официального утверждения текущей властью ("пересмотра итогов не будет" Путин) никто не станет спорить с тем, что мы живем в аморальном и преступном по своей сути государстве.
А коль так, то скажите мне, кого можно считать ГЕРОЕМ этой огромной зоны с колючей проволокой гос. границы? Естественно - паханов естественных монополий и пр. О чем и намекают молодым авторам организаторы подобных мироновским литературно-политических конкурсов.
Полагаю, что после бандитской приватизации 90-х и ее официального утверждения текущей властью ("пересмотра итогов не будет" Путин) никто не станет спорить с тем, что мы живем в аморальном и преступном по своей сути государстве. А коль так, то скажите мне, кого можно считать ГЕРОЕМ этой огромной зоны с колючей проволокой гос. границы? Естественно - паханов естественных монополий и пр. О чем и намекают молодым авторам организаторы подобных мироновским литературно-политических конкурсов.

Архипов Н.П., 06.07.2015

Человек, увидевший "мерзость и запустение", современной ему действительности, и искренне желающий изменения к лучшему ( в его понимании) объективно становится "лишним" независимо от сферы приложения своих сил( грузчик, каменщик, бетонщик, юрист,). И чем выше (правильнее) он в этом понимании, тем большее сопротивление среды он испытывает (портрет Е.М. Примакова на этой же странице). Развернуть(поднять) Россию не удалось. И в этом трагедия этих людей. Положить все силы на достижение цели - и не смочь. От правильных идей до воплощения - пропасть. Но они идут ... и в том их величие.
Человек, увидевший "мерзость и запустение", современной ему действительности, и искренне желающий изменения к лучшему ( в его понимании) объективно становится "лишним" независимо от сферы приложения своих сил( грузчик, каменщик, бетонщик, юрист,). И чем выше (правильнее) он в этом понимании, тем большее сопротивление среды он испытывает (портрет Е.М. Примакова на этой же странице). Развернуть(поднять) Россию не удалось. И в этом трагедия этих людей. Положить все силы на достижение цели - и не смочь. От правильных идей до воплощения - пропасть. Но они идут ... и в том их величие.

Любовь Павловна, 06.07.2015

Мне кажется, Вы несколько преувеличиваете портрет Примакова. Ему присуще быть "дипломатом", и работать с любой властью. Не зря же В. Матвиенко была его ближайшей сподвижницей, или коллегой, как удобней.. О званиях и прочих комментариях не буду, "день сурка" все еще не прошел..
Мне кажется, Вы несколько преувеличиваете портрет Примакова. Ему присуще быть "дипломатом", и работать с любой властью. Не зря же В. Матвиенко была его ближайшей сподвижницей, или коллегой, как удобней.. О званиях и прочих комментариях не буду, "день сурка" все еще не прошел..

Л. Игошин, 07.07.2015

Сергей Михайлович, поскольку Литгазета отдаёт предпочтение Вашим публикациям (перед моими), то ограничусь (некогда причёсывать) пёстрыми… абзацами (с одинокой мыслью).

Ваши термины, Сергей Михайлович, не для путаных умников. Перечислим их:
— «герой нашего времени» (как есть — в кавычках);
— образ «героя нашего времени»;
— «лишний человек»;
— имена-символы, имена-идеи;
— положительный герой своего времени;
— образ нового литературного героя нашей эпохи;
— этот герой.
Чеховский Гаев тут разразился бы тирадой: «Многоуважаемый шкаф…»

Задача (есть ли она на духу?) положительного героя в текущей литературе и писательский поиск (есть ли таковой в натуре?) положительного героя нашего времени — надо бы об этом сказать несколько определённей. (Великий Свифт всю жизнь этим занимался, но подтекстно).
Не каюсь, но признаюсь в грехе: роман Чернышевского «Что делать?» я не читал ни в школе, ни после. Только какие-то абзацы в школьной хрестоматии… У Павла Нилова я подглядывал, чем он не привлекателен у дам… У Павла Корчагина — как штампуются маски энтузиастов…

Для поиска (почему бы нет?) литературного героя — дело литературы — требуется метод. Типа социалистического реализма. Этим методом написаны героические былины. В классике этот метод пошёл от двух строчек Михаила Лермонтова: «Изведал враг в тот день немало. Что значит русский бой удалый!» Этим методом в последний раз воспользовался пермский повествователь и романист Лев Правдин. Его расчёт(?) невинно совпадал с идеологическим, состязательность — с Бубённовым(?). В их писаниях возможные жизненные коллизии и перипетии познаются всякими лесорубами и разными телятницами как лихо, которое их обошло. Ну так и слава богу! Это же счастье, придтить с работы, умыться с рукомойника; валенки на печку, для просушки; поужинали, почитать бы чего чичас… да уж ладно, на боковую (принятые соцобязательства изматывают). А и про нас книги напишут — всё едино.

Достаточно прочитать название повести, «Счастье», — автора, Павленко. И дальше можно не заглядывать: издательство всемирно известное… Про вожделенно положительный образ нашего человека.

В эпоху «конвульсии алчности» (термин Ч. Чаплина) образец смятенного духа изъявляется в 66-м сонете Шекспира. Это само собой положительный литературный герой. Тут и авторская позиция (кредо), совпадает. А может позиция автора в чём-то и не совпадать, — тогда может получиться Хлестаков, с великолепными разновидностями.

Положительный герой неотвратимо присутствует в детективе, в библиографических эссе, в приключенческой литературе, в фантастике… А великолепных разновидностей положительных героев в художественной прозе не бывает и быть (не сознаю, почему) не может. Они всегда почему-то второго ряда. Но на литературном поле об этом не лишне потолковать, до вторых петухов…

Я герой (в смысле, экземпляр) нашего несчастного времени, от небездействия (кажется, в этом штучно положительный). Моя кислая горечь в том, что я не нахожу подспорье в типа «что делать(?)». Я как дерево с опадающими листьями. Но как заказать новую весну? Обдумываю на собранном материале повесть об «этом герое», нечто от обоих, сеньор и смерд Ламанчские. Но какой издатель оценит, если будет шибко от гнёта действительности, но без художественной пурги — знает один бог (а не всякий небожитель). В этой коловерти я сам положительный герой в литературе. (А как к этому отнеслись бы дамы?)

(Продолжение следует).
Сергей Михайлович, поскольку Литгазета отдаёт предпочтение Вашим публикациям (перед моими), то ограничусь (некогда причёсывать) пёстрыми… абзацами (с одинокой мыслью). Ваши термины, Сергей Михайлович, не для путаных умников. Перечислим их: — «герой нашего времени» (как есть — в кавычках); — образ «героя нашего времени»; — «лишний человек»; — имена-символы, имена-идеи; — положительный герой своего времени; — образ нового литературного героя нашей эпохи; — этот герой. Чеховский Гаев тут разразился бы тирадой: «Многоуважаемый шкаф…» Задача (есть ли она на духу?) положительного героя в текущей литературе и писательский поиск (есть ли таковой в натуре?) положительного героя нашего времени — надо бы об этом сказать несколько определённей. (Великий Свифт всю жизнь этим занимался, но подтекстно). Не каюсь, но признаюсь в грехе: роман Чернышевского «Что делать?» я не читал ни в школе, ни после. Только какие-то абзацы в школьной хрестоматии… У Павла Нилова я подглядывал, чем он не привлекателен у дам… У Павла Корчагина — как штампуются маски энтузиастов… Для поиска (почему бы нет?) литературного героя — дело литературы — требуется метод. Типа социалистического реализма. Этим методом написаны героические былины. В классике этот метод пошёл от двух строчек Михаила Лермонтова: «Изведал враг в тот день немало. Что значит русский бой удалый!» Этим методом в последний раз воспользовался пермский повествователь и романист Лев Правдин. Его расчёт(?) невинно совпадал с идеологическим, состязательность — с Бубённовым(?). В их писаниях возможные жизненные коллизии и перипетии познаются всякими лесорубами и разными телятницами как лихо, которое их обошло. Ну так и слава богу! Это же счастье, придтить с работы, умыться с рукомойника; валенки на печку, для просушки; поужинали, почитать бы чего чичас… да уж ладно, на боковую (принятые соцобязательства изматывают). А и про нас книги напишут — всё едино. Достаточно прочитать название повести, «Счастье», — автора, Павленко. И дальше можно не заглядывать: издательство всемирно известное… Про вожделенно положительный образ нашего человека. В эпоху «конвульсии алчности» (термин Ч. Чаплина) образец смятенного духа изъявляется в 66-м сонете Шекспира. Это само собой положительный литературный герой. Тут и авторская позиция (кредо), совпадает. А может позиция автора в чём-то и не совпадать, — тогда может получиться Хлестаков, с великолепными разновидностями. Положительный герой неотвратимо присутствует в детективе, в библиографических эссе, в приключенческой литературе, в фантастике… А великолепных разновидностей положительных героев в художественной прозе не бывает и быть (не сознаю, почему) не может. Они всегда почему-то второго ряда. Но на литературном поле об этом не лишне потолковать, до вторых петухов… Я герой (в смысле, экземпляр) нашего несчастного времени, от небездействия (кажется, в этом штучно положительный). Моя кислая горечь в том, что я не нахожу подспорье в типа «что делать(?)». Я как дерево с опадающими листьями. Но как заказать новую весну? Обдумываю на собранном материале повесть об «этом герое», нечто от обоих, сеньор и смерд Ламанчские. Но какой издатель оценит, если будет шибко от гнёта действительности, но без художественной пурги — знает один бог (а не всякий небожитель). В этой коловерти я сам положительный герой в литературе. (А как к этому отнеслись бы дамы?) (Продолжение следует).

Л. И., 07.07.2015

Протеже председателя партии, по-моему, просматривается нулевым. Ибо в художественной оценке мнение авторитетного политика даже пагубно. Издателю оно интересно не более как сигнал.
Вряд ли, буде, тот воспользуется для хитрой-не хитрой рекламы Вашим именем. Нового Чернышевского с безапелляционным вопросом открыть мудрено (так и слава богу, если без запроса времени). Кстати, и Вам в положительные герои от корпоратива, пожалуй, не стоит показываться (без посмертной библиографии).
Но тоска по нравственности, как у Свифта в бесполезном поиске положительного героя, — это вечная тоска. У нас она во втором десятилетии века усугубительна, до очередной развилки витязя. (На пути к улучшению нравов с помощью относительного идеала).

Как с изобретением лупы «появились» инфузории, амёбы, так и «лишние люди» проявились в результате удешевления печатной продукции с быстро развивающем книгопечатаньем. Они — в ряду с химеризацией художественной прозы (об актуальности темы никому в голову не взбредёт).

Всегда у нас надо порицать дерьмовое телевидение, а сами к основе (книга — всему основа) кино-теле продукции подкидываем сплошь химерную прозу и микроистории с мелкой психологией, без упования на царство справедливости.
_______________

Отдельно о «катастрофе почти 100 лет назад». То были «конец абсолютизма в России» или «воцарение большевизма» (что вернее рассудите по своему вкусу). Кровавая династия Романовых (самая большая кровь — в мясорубке германской войны) логически заканчивалась. Тут важнее другое. Заканчивалась династия для народа как неодолимое искушение при кризисе веры (как без царя жить будем!). Бог с толстопузой поповщиной не помог. Нынче, не происходит ли тоже, в повторении? Даже преодоление 5-ти процентного барьера есть ли обнадёживающий фактор, но и тводящий ли Россию от бед, которые на носу? Всегда ли опыт народа может оградить от новых пагубных искушений, при неизбежности крайних идеологий? Это понимает буржуазная власть, и поэтому она насаждает культуру «лёгкого чтива»… Провоцируя вечный напев: «А на горе растёт ольха, / А под горою ви-и-шня… Нет, ребята, всё не так…»

И потому, мнится мне, Ваше «партийное» сотрудничество с Литгазетой по линии «лишних людей»… хоть так, хоть эдак. В случаях неслыханных озарений или помрачений да поможет нам Свифт… (без которого я сейчас был бы слепым котёнком).
В писательском (литературном) поиске положительного героя (как дорога к Истине и Богу) в подспорье квинтэссенция — в духе, в материальном бытии, в обстоятельствах. Хотя значение квинтэссенции от древних до своих современников Свифт спародировал перед масками умников, но он её не отменил, всем существом на неё и нацеленный.

Партия действия, к сожалению, только одна. И от корыта буржуазного либерализма её пинком не отгонишь. А невыявленный в бытовой прозе положительный герой где-то лишь мяргнул, вроде козлёнком в молоке матери…

«Почти 100 лет назад» Россия была беременна революцией. Этому в громадной мере способствовало просвещение от массы печатных изданий (просветительский бум 19 века). Из тех печатных изданий произошли всё объясняющие философские фавориты (которых мало читают, но много цитируют).
У Кондратьева-писателя (пропущенный Вами в к р а т к о м перечислении писательских имён) есть сказочно (метафора!) положительный герой в повести «Сашка». Исключительный (впрочем, наравне с Тёркиным) случай с классиком (чудесная загадка!)

«Новаторы в царстве разума» (иронический термин Свифта) есть усегда, а сейчас героя с развевающимся флагом на баррикаде они не желают видеть. И это, несомненно, правильно. Если нет героя, так значит, он не ввозник ещё в обозрение — и незачем выдумывать неправдоподобное. А пока он терпит неправедного судью — того, который умыкнул его истину из иска и который теперь трусливо-победительно ходит по одной с тобой аллейке. Не правда ли, как-то не хочется проживать в странном обществе без положительного героя (в литературе)?
_______
Многоуважаемый председатель Миронов, редакторат (кажется, из деликатных соображений) намеревается сегодня же заменить Вас на этом месте иной заметкой иного автора (с признательностью за сотрудничество). (Без жалости к вечной теме положительного героя в литературе).
Протеже председателя партии, по-моему, просматривается нулевым. Ибо в художественной оценке мнение авторитетного политика даже пагубно. Издателю оно интересно не более как сигнал. Вряд ли, буде, тот воспользуется для хитрой-не хитрой рекламы Вашим именем. Нового Чернышевского с безапелляционным вопросом открыть мудрено (так и слава богу, если без запроса времени). Кстати, и Вам в положительные герои от корпоратива, пожалуй, не стоит показываться (без посмертной библиографии). Но тоска по нравственности, как у Свифта в бесполезном поиске положительного героя, — это вечная тоска. У нас она во втором десятилетии века усугубительна, до очередной развилки витязя. (На пути к улучшению нравов с помощью относительного идеала). Как с изобретением лупы «появились» инфузории, амёбы, так и «лишние люди» проявились в результате удешевления печатной продукции с быстро развивающем книгопечатаньем. Они — в ряду с химеризацией художественной прозы (об актуальности темы никому в голову не взбредёт). Всегда у нас надо порицать дерьмовое телевидение, а сами к основе (книга — всему основа) кино-теле продукции подкидываем сплошь химерную прозу и микроистории с мелкой психологией, без упования на царство справедливости. _______________ Отдельно о «катастрофе почти 100 лет назад». То были «конец абсолютизма в России» или «воцарение большевизма» (что вернее рассудите по своему вкусу). Кровавая династия Романовых (самая большая кровь — в мясорубке германской войны) логически заканчивалась. Тут важнее другое. Заканчивалась династия для народа как неодолимое искушение при кризисе веры (как без царя жить будем!). Бог с толстопузой поповщиной не помог. Нынче, не происходит ли тоже, в повторении? Даже преодоление 5-ти процентного барьера есть ли обнадёживающий фактор, но и тводящий ли Россию от бед, которые на носу? Всегда ли опыт народа может оградить от новых пагубных искушений, при неизбежности крайних идеологий? Это понимает буржуазная власть, и поэтому она насаждает культуру «лёгкого чтива»… Провоцируя вечный напев: «А на горе растёт ольха, / А под горою ви-и-шня… Нет, ребята, всё не так…» И потому, мнится мне, Ваше «партийное» сотрудничество с Литгазетой по линии «лишних людей»… хоть так, хоть эдак. В случаях неслыханных озарений или помрачений да поможет нам Свифт… (без которого я сейчас был бы слепым котёнком). В писательском (литературном) поиске положительного героя (как дорога к Истине и Богу) в подспорье квинтэссенция — в духе, в материальном бытии, в обстоятельствах. Хотя значение квинтэссенции от древних до своих современников Свифт спародировал перед масками умников, но он её не отменил, всем существом на неё и нацеленный. Партия действия, к сожалению, только одна. И от корыта буржуазного либерализма её пинком не отгонишь. А невыявленный в бытовой прозе положительный герой где-то лишь мяргнул, вроде козлёнком в молоке матери… «Почти 100 лет назад» Россия была беременна революцией. Этому в громадной мере способствовало просвещение от массы печатных изданий (просветительский бум 19 века). Из тех печатных изданий произошли всё объясняющие философские фавориты (которых мало читают, но много цитируют). У Кондратьева-писателя (пропущенный Вами в к р а т к о м перечислении писательских имён) есть сказочно (метафора!) положительный герой в повести «Сашка». Исключительный (впрочем, наравне с Тёркиным) случай с классиком (чудесная загадка!) «Новаторы в царстве разума» (иронический термин Свифта) есть усегда, а сейчас героя с развевающимся флагом на баррикаде они не желают видеть. И это, несомненно, правильно. Если нет героя, так значит, он не ввозник ещё в обозрение — и незачем выдумывать неправдоподобное. А пока он терпит неправедного судью — того, который умыкнул его истину из иска и который теперь трусливо-победительно ходит по одной с тобой аллейке. Не правда ли, как-то не хочется проживать в странном обществе без положительного героя (в литературе)? _______ Многоуважаемый председатель Миронов, редакторат (кажется, из деликатных соображений) намеревается сегодня же заменить Вас на этом месте иной заметкой иного автора (с признательностью за сотрудничество). (Без жалости к вечной теме положительного героя в литературе).


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
26.02.2021

Тарская крепость

Первый Сибирский фестиваль искусств открывает приём заявок на литературный, музыкальный и художественный конкурсы. 

26.02.2021

Не стало Андрея Петрова

Через месяц главному редактору «Молодой гвардии» должно было исполниться 62 года.
26.02.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
26.02.2021

«Философ общего дела» и Керенский край

Библиотека имени Николая Федорова проведет виртуальный семинар, посвященный великому мыслителю.
26.02.2021

Есенин на Курилах

Личные вещи поэта представят в Южно-Курильском краеведческом музее.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда