Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 июля 2018 г.
  4. № 27 (6650) (04.07.2018)
Настоящее Прошлое

Игровое зазеркалье,

или Тайны художника Тихомирова

04 июля 2018

Ирина Крупницкая. Композиция на тему Петрушки. Жизнь и творчество художника Александра Тихомирова. – М.: Издательство «Майер», 2018. – 368 с.: ил. – 1000 экз.


В последние годы живопись стала в России «больше, чем живописью». На многие выставки трудно проникнуть, билеты бронируются чуть ли не за полгода. Кажется, с советских времен у нас не было столь активной картинолюбивой аудитории. Внятного объяснения этому феномену никто не дал. То ли мы изголодались по большому искусству, то ли предпочитаем «любить глазами» после десятилетий литературоцентризма. Но там, где есть столь бурный интерес к живописи, будет пополняться и библиотека.

Капитальное исследование, посвящённое жизни и творчеству художника Александра Тихомирова (1916–1995), уже получило высокую оценку специалистов. Но эта книга написана не только для дипломированных искусствоведов. Ведь в ней идёт речь о времени, о неразгаданном русском ХХ веке.

Ирина Крупницкая давно исследует жизнь и творчество художника, который в полной мере раскрылся перед ценителями искусства только после смерти, хотя его гигантские полотна были известны каждому советскому человеку, а в особенности – москвичам. В праздничные дни на центральных площадях столицы фасады домов украшали огромные портреты вождя революции – и в этом деле Александр Тихомиров не знал равных. Величественный образ Ленина считался в те годы лицом державы. И Тихомиров создавал праздничные декорации «образцового коммунистического города».

Но предан он был иному искусству – живописи пытливой и тревожной, в которой проявились (подспудно ли?) трагические предчувствия распада страны. То есть он прожил по меньшей мере две жизни. Нам интересны обе.

В главной из них Тихомирова притягивала стихия игры – театральной, карточной. Дело не в азарте и не в антураже. В этом пространстве всегда есть мистика, всегда есть драма. Главной темой художника стал своеобразный карнавал с двойным дном. Сорок и тридцать лет назад эти картины, известные узкому кругу знатоков, производили впечатление открытия. В наше время эффект очарования «запретным плодом» уже не работает. Но театр Тихомирова по-прежнему удивляет и притягивает. Есть в нём тайна, которую не нужно разгадывать, постигая «алгеброй гармонию». Недаром в свою потаённую жизнь Тихомиров пускал немногих избранных.

К счастью, Крупницкая и не ставила такой задачи – «срывать покровы». Повествование деликатно приоткрывает нам галерею Тихомирова, комментирует его творческий путь. А раскрывать шифры той символики, которую создавал художник, каждому нужно наедине с картинами. Получилась классическая искусствоведческая монография – тщательно выверенная и честная. Редкая по нашим временам. Нет сомнений, что ценители жанра получат удовольствие и от исследования, и от репродукций – ведь говорить о художнике «вслепую» бессмысленно.

Обращение к биографии художника обостряет наше впечатление от его работ. Картины Тихомирова не были прямыми иллюстрациями к собственным треволнениям и победам, к путешествиям и романам. Его художественный мир, его метод сложнее. Но каждое событие преломлялось на холстах. Этим метаморфозам и посвящена книга Крупницкой.

Но всё-таки, почему – именно композиция на тему Петрушки? Это тоже игра, в которой уйма смыслов. Персонаж народного кукольного театра – это память о нашем далёком прошлом, о верованиях и мистериях. Такой Петрушка есть в любой культуре, это не просто ходячий, но и необходимый сюжет, за которым кроются народные представления о смехе и слезах. Тут ведь не только комическое начало, не только репризы. Каждый Петрушка – ещё и оборотень. Без этой идеи притворства цивилизация непредставима. И на полотнах Тихомирова мелькают куклы, личины, карточные масти… Игровое зазеркалье реальности. В этой веренице на картинах Тихомирова мы видим и нищих, и хозяев жизни и тех, кто метит во властители дум и благословляет смуту. Так мыслил художник в 1980-е.

В детстве художник стал свидетелем резни в Баку – в его родном городе. Он создал три серии графики, посвящённые уничтожению людей в нацистской Германии. Создавал их для себя, а потом жизнь подтвердила известное правило: «Рукописи не горят». А картины – тем более.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Евгений Тростин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    08.05.2025
  • Русский комендант Берлина

    03.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • С «лейкой» наперевес,

    19.04.2025
  • Диалектик

    582 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Большой скачок первой пятилетки

    342 голосов
  • Операция «последний генсек»

    311 голосов
  • Как Хрущёв стал украинцем

    301 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS