Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 июля 2018 г.
  4. № 27 (6650) (04.07.2018)
Искусство

Люди – деревья, люди – сад

04 июля 2018
Сцена из спектакля

Спектакль «Недотёпы» стал фаворитом


В Москве завершился один из самых длинных театральных фестивалей – XV фестиваль-конкурс национальных театров «Москва – город мира». Безусловным фаворитом этого года стал спектакль Московского театра Грановского «Недотёпы», получивший приз за оригинальность трактовки пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад».


Этим словом «недотёпы» старый слуга Фирс, любовно, но и критически характеризует семью, которой он служит, – представителей отживающего свой век дворянства. Шутливый рисунок, украшающий программку, изображает огромного Фирса, водящего детский хоровод. Вглядевшись, мы находим среди этих детей и Раневскую, и Гаева, и всех других героев пьесы.

Но прежде чем продолжить разговор о «Недотёпах», надо ещё объяснить, кто такой Грановский. Алексей Грановский (1890–1937) – ученик соратника Станиславского Александра Санина и «отца театрального экспрессионизма» Макса Рейнхардта, один из выдающихся отечественных театральных режиссёров 1920-х гг., основатель знаменитого Государственного еврейского театра, учитель гениального Соломона Михоэлса. Театральный метод Грановского являл собой поиски выразительного жеста-метафоры. Некоторые формулы его системы: «Жест есть выражение мысли», «Предмет работает на сцене, как и актёр», «Пауза важнее слова». Игорь Пехович, основатель и руководитель Театра-лаборатории – вдумчивый исследователь, который уже не один год занимается изучением и распространением метода Грановского.

С актёрскими и режиссёрскими работами самого Пеховича я знаком уже более двадцати лет. Выпускник режиссёрской мастерской Юрия Любимова и Александра Вилькина, актёр Театра на Таганке известен в Москве в первую очередь как постановщик спектаклей по поэзии Иосифа Бродского. Наиболее популярен его моноспектакль-джаз «Жизнь есть товар на вынос», ныне прописанный на Малой сцене Театра на Таганке.

Вернёмся к премьере – «Вишнёвому саду», или же «Недотёпам». Важнейших пластических метафор, задающих тон действию, в спектакле три. Одна сообщает всей первой сцене почти ошарашивающий, сказочный вид, похожий на сновидение или же на какой-то фольклорный обряд, и она же повторяется в конце спектакля, в сцене забытого в заколоченном доме одинокого старого Фирса (Андрей Беликов). Люди предстают в этих сценах в высоких головных уборах из ветвей и цветов. Это люди-деревья, люди-сад. Они сами – тот «вишнёвый сад», о котором речь в пьесе, это их жизни и души крушат в финале. Вторая метафора – большой роскошный шкаф цвета спелой вишни. Из него персонажи выходят на сцену и в нём же растворяются. И в то же время это просто тот самый книжный шкаф, к которому Гаев (Олег Дуленин) обращается со своей нелепой речью: «Дорогой многоуважаемый шкаф»!.. В совокупности создаётся образ «книжных», то есть оторванных от реальности людей и некий символ преемственности их жизненного уклада и культуры, которым суждено драматическое разрушение. В конце третьего акта Лопахин (Александр Волийчак), Епиходов (Алексей Круглов) и Яша (Виталий Мокроусов) разбирают шкаф на части и складывают их посреди сцены. Он превращается в груду обломков для костра. Это и есть третья метафора – символ полной разрухи. Пока бывшие жильцы греются, сидя вокруг костра на обшарпанных чемоданах, прямо на их глазах не только рубят деревья, но и ломают дом. Пробегает по сцене и залу с топором на плече новый управляющий имения Епиходов. «Размахивает руками» новый хозяин Лопахин. Глядя в зрительный зал, этот симпатичный делец пересчитывает деревья и прикидывает будущие доходы от вырубки сада. Создается полное впечатление, что он пересчитывает поголовье зрителей.

Неожиданно, но тоже убедительно возникает в спектакле линия отношений Вари (Алена Шитикова) и Пети (Андрей Вальвач): создаётся впечатление, что их взаимные поддразнивания – это отголосок их прежней, шестилетней давности, глубокой симпатии.

Наиболее интересным в актёрском отношении мне показался Александр Волийчак в роли Лопахина. В его герое ясно и выразительно прочитывается, что он когда-то питал большую привязанность к этой семье, смешанную с завистью. А сейчас порывает со своими прежними полудетскими симпатиями ради наживы. Чувствуется также его разочарование в этих людях, неспособных к действию и неловко пытающихся – не вполне бескорыстно – женить его на Варе.

Спектакль напоминает «ящик Пандоры». Тем и интересен Чехов – глубокий мастер, чьи загадки мы разгадываем вот уже более ста лет.

Александр Баранов,
историк искусства, член Шекспировской комиссии АН РФ,
заслуженный работник культуры РФ

 

Тэги: Фестиваль Спектакль
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • «Вспомним всех поимённо»

    28.03.2025
  • Чехов в отражении

    31.01.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • «Русские классики. Фестиваль одного дня»

    105 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS