На рубеже ХIX и XX веков Пуанкаре провозгласил: «Материя исчезла!». Что вызвало философско-религиозную движуху, частью которой была книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», которую помнит почти каждый, учившийся в вузе при советской власти. Прошло сто с лишним лет – и прогресс налицо: исчезла уже не материя, а вообще объективность мира. Господствующим мировоззрением стал безудержный солипсизм, характерный признанием собственного индивидуального сознания как единственной и несомненной реальности: мир – это только «кажимость». И у каждого – своя. Если не у каждого человека, то уж точно у каждой партии, СМИ, тусовки. А что на самом деле – мало кого интересует. Может, и «самого дела»-то вовсе нет. И реальности тоже нет. Исчезла болезная по ненадобности.
Вот происходит какой-нибудь ивент, например, недавно внезапно задержали и столь же внезапно отпустили журналиста Голунова, у которого вроде как нашли вроде как наркотики. Поднялась волна возмущения: наезд кровавой тирании на свободную прессу! Однокурсница моей дочки надела майку с надписью: «Мы – Голунов». Сокурсники хихикали: у девицы, видимо, нарушение гендерной идентичности… А хихикать нечего, плакать надо: студенты главного вуза страны живут в сказке, мыслят мифологемами и не имеют потребности разобраться в происходящем по существу. Как средневековые крестьяне. Только те верили в лешего, а эти – в кровавый режим. И никого не интересует единственно важный вопрос: были наркотики или нет? Если были – виноват, независимо от места работы и политориентации. Не были – ошибка, которую надо исправить. Ничего более.
Но кому она нужна, философски говоря, истина, объективное положение вещей? Никому. Чем она заменена? Мнением. Рассуждениями, кому и почему выгодно то или иное мнение, какова расстановка сил вокруг мнений, какая группировка сильнее, кто там чей, кто кого поддерживает и т.п. Таков способ мышления множества людей. А Истина – убогая Золушка, сидящая в тёмном углу. Не до неё! Все заняты: каждый «топит» за свою сказку.
Бесспорно, истину всегда было трудно найти. Новость дня в том, что её и не ищут, её не хотят знать. Валом валящие сенсации и разоблачения – это не поиск истины, а способ пощекотать нервы и ущемить оппонентов.
Падение интереса к истине изменило отношение ко лжи. Сегодня врать не стыдно. Это называется пиаром. Коммерческий аналог – реклама. Простой человек окружён сплошными фейками-фальсификатами: от новостей до лекарств.
Такое положение – смертельно опасно, как выключение в шахте датчика метана. Оно не формирует адекватную миру картину, не позволяет серьёзного обсуждения насущного. Утратив интерес к истине, общество впадает в забытьё. Власти предержащие тоже поселяются в вымышленном мире, принимать разумные и своевременные решения часто не способны.
Есть самоуспокоительная точка зрения: СМИ – это-де для масс, а хозяева жизни знают, как обстоят дела, и при опасности примут должные меры. Не надо успокаивать себя!
Пропагандист часто, да что часто – почти всегда! – попадает под влияние собственной пропаганды. Что-то вроде внутрибольничной инфекции, которой подвержены и пациенты, и сами врачи. Чтобы успешно «распропагандировать» и «сагитировать» (как выражались наши деды) кого-то, надо в первую очередь убедить самого себя. Это одинаково действует и в политической, и в коммерческой сфере. Вот вижу, как продавец после многократных повторений начинает неколебимо верить в свои рекламные россказни, не отличая их от реальности. Если речь об омолаживающем креме или БАДе, позволяющем «похудеть навсегда», это полбеды. Гораздо хуже, что такой образ мысли охватил весь мир.